На пути к оздоровлению

Анна Королева
корреспондент Expert.ru
9 февраля 2012, 14:24

Согласно статистическим данным, дефицит бюджета Франции упал до 90,8 млрд евро в прошлом году, это на 4,5 млрд евро больше, чем прогнозировалось. В 2010 году показатель составлял рекордные 148,8 млрд евро, то есть почти на 40% больше, чем в 2011-м. Рост налоговых поступлений, а также 14-процентное снижение расходов стали причиной такого благоприятного развития событий.

Иллюстрация: Эксперт Online
Франция смогла сократить дефицит бюджета почти на 40%

Одновременно французское правительство пересмотрело в сторону повышения свои прогнозы по темпам роста государственного долга страны, так как национальный аудитор предупредил, что стране необходимы более глубокие сокращения государственных расходов, чтобы достичь цели бюджетного дефицита и обеспечение выплат по долгу не вышло из-под контроля.

Государственный долг возрастет до 89,1% ВВП в этом году, что почти на 1 процентный пункт выше по сравнению с предыдущими оценками, в основном из-за вложений Франции 6,5 млрд евро в Европейский механизм стабильности еврозоны – фонд спасения, который в настоящее время начал работу, что произошло на год раньше запланированного срока.

Первоначальные прогнозы, которые публиковали власти в начале года, предполагали, что госдолг Франции достигнет пика 89,3% в 2013 году, прежде чем начать снижаться в последующие годы до 83% в 2016 году. При этом дефицит бюджета в 2011 год должен составить на 5,3-5,4% от ВВП, что ниже целевого показателя 5,7%. Государственные расходы во Франции в настоящее время составляют более чем 56% от ВВП, это один из самых высоких уровней показателя в Европе.

Пересмотр подчеркнул жесткую задачу, которая будет стоять перед новым президентом Франции после президентских выборов в начале мая. Оба кандидата в президенты – действующий президент Николя Саркози и Франсуа Холланд, кандидат от Социалистической партии и его главный соперник – обещают сократить дефицит бюджета до 3% ВВП в 2013 году, чтобы остановить рост госдолга. Но в своем отчете Счетная палата, независимый аудитор, предупреждает, что новому президенту придется пойти на жесткие меры для достижения заявленных результатов.

Аудиторы поддержали намерение, одобренное правительством Николя Саркози в среду, – сократить социальные сборы, взимаемые с работодателей, за счет увеличения налога на добавленную стоимость до 21,2% с 19,5% – реформы, направленной на стимулирование роста и занятости. В докладе говорится, что такое «перераспределение» будет способствовать росту конкурентоспособности и экономическому развитию страны в среднесрочной перспективе.

Опасения по поводу высокого уровня долга было основным моментом в принятии решения агентством S&P, которое в прошлом месяце лишило Францию высшего кредитного рейтинга ААА, в связи с чем стоимость заимствования для Франции значительно выросла, как повысились и доходности по ее суверенным облигациям.

Но само по себе сокращение расходов не дается легко – оно несет в себе риски как для экономики, так и для населения, не слишком довольного сокращениями. Шарль Бегбедер, пресс-секретарь партии реформ UMP, в твиттере в ноябре прошлого года писал, что «реальный план жесткой экономии» будет озвучен после выборов. Возможно. Но правительство Франции уже на текущий момент полно решимости продолжить сокращать размер госдолга, по заявлениям, программа будет продолжена минимум до 2013 года, напоминает управляющий активами УК «Солид менеджмент» Семянин Максим. Судя по всему, как раз до этого времени будут свернуты программы по стимулированию экономики, что мы на текущий момент и наблюдаем, на том же уровне останется номинальный уровень расходов, в октябре будет незначительно повышен НДС. В целом, полагает эксперт, эти меры выглядят довольно мягко с точки зрения населения, да и понимание необходимости принятия непопулярных мер, учитывая масштаб освещения кризисных явлений в ЕС, тоже присутствует, что позволит избежать каких-либо социальных потрясений.

Впрочем, стоит понимать и все риски такого сокращения госрасходов. Резкое снижение дефицита бюджета в текущих экономических условиях – это палка о двух концах, предупреждает начальник аналитического отдела ИК «Грандис капитал» Денис Барабанов. С одной стороны, оздоровление государственных финансов – правильный путь. Который в том числе понравится рейтинговым агентствам. С другой стороны – нужно соизмерять темпы сокращения расходов с последствиями для экономического роста. Резкое сокращение госрасходов наносит удар по рынку труда, по расходам потребителей и, как следствие, по ВВП.

Франция нарастила налоговую базу за счет роста НДС и прочих сборов как с населения, так и с ритейлеров, и с экспортеров, обеспечив тем самым поступления в бюджет и сократив таким образом объем бюджетного дефицита. Однако это настолько агрессивные меры, соглашается аналитик «Инвесткафе» Анна Бодрова, которые могут впоследствии серьезно затормозить французскую экономику, что повторять их не рекомендуется.

Сейчас стране нужно просто выждать время, чтобы увидеть стабилизацию экономики еврозоны, и тогда система начнет работать в прежнем режиме. Дефицит бюджета Франции в этом случае можно будет продолжать сокращать, используя естественные способы для этого, вроде роста экономики в целом.