Торговый центр Москва

Анна Королева
корреспондент Expert.ru
16 марта 2012, 12:55

Компания Jones Lang LaSalle составила индекс самых привлекательных городов в Европе для ритейлеров. Первую строку в рейтинге занимает Лондон, на втором месте – Париж. Российская столица в этом рейтинге на третьем месте как один из наиболее интересных рынков для развития торговых форматов. Согласно рейтингу, Москва обогнала Мадрид и Милан (четвертая и пятая строки соответственно), а также Рим (десятая строчка).

Фото: AP
Москва признана одной из самых привлекательных городов Европы для иностранных ритейлеров

В то же время основным рынком-«экспортером» торговых сетей в мире являются США, на долю которых приходится почти 20% розничного рынка международных ритейлеров. Великобритания является второй в рейтинге страной происхождения международных ритейлеров, за ней следуют Германия, Испания и Франция. Россия в этот топ-10 не вошла.

В Jones Lang LaSalle отмечают, что ритейлеры ориентируются на долгосрочную перспективу и осуществляют целенаправленную экспансию. По словам руководителя отдела торговых площадей компании Jones Lang LaSalle в регионе EMEA Джеймса Долфина, «европейская экономика, и в частности розничная торговля, сталкивается с большими сложностями. Тем не менее интерес ритейлеров к высококачественным торговым площадям остается сильным. Это поддерживает арендные ставки в наиболее привлекательных городах на высоком уровне, а в ряде случаев и способствует их росту».

Объясняя высокую позицию российской столицы в рейтинге, Максим Карбасникофф, директор по Европе, России и СНГ, начальник отдела торговых площадей, Jones Lang LaSalle, Россия и СНГ, отметил: «Стабильный рост доходов населения Москвы в течение последних трех лет неуклонно повышал доходы ритейлеров. Развивающийся московский рынок сейчас признан третьим по величине в Европе и, по сути, является „окном” в огромный российский рынок, объем которого достигает 140 млн потребителей». В 2011 году на наш рынок вышли или объявили о возвращении ряд брендов, в том числе Diesel, DKNY, American Eagle, Victoria's Secret, Jimmy Choo. По меньшей мере 10 ритейлеров планируют выйти на московский рынок в 2012 году, в том числе Debenhams, Noodle House, Seattle's Best Coffee, Muzz Buzz, Brisket Express, Krispy Kreme, Peek & Cloppenburg, Abercrombie & Fitch.

К тому же, отмечает Джеймс Браун, руководитель отдела аналитики рынков торговой недвижимости по региону EMEA компании Jones Lang LaSalle, предложение по-настоящему современных помещений, отвечающих требованиям ведущих ритейлеров, на большинстве рынков остается ограниченным: «Мы видим огромную привлекательность подобных площадей. Торговые центры такого уровня также обеспечивают „импорт” новых международных брендов на свои рынки». Несмотря на значительный рост рынка в последние годы, в Москве объем качественных торговых площадей на 1 тыс. жителей по-прежнему ниже, чем в большинстве европейских городов. В нынешнем году в российской столице предполагается ввести около 300 тыс. кв. м новых торговых площадей.

Сейчас, указывает аналитик «Инвесткафе» Антон Сафонов, конкуренция в Москве весьма значительна, и выход на московский рынок сопряжен для иностранных ритейлеров с рядом трудностей. Во-первых, уже почти не осталось привлекательных мест для открытия магазинов, во-вторых, «с нуля» войти на рынок очень сложно, так как наладить работу с поставщиками, добиться узнаваемости бренда – очень трудоемкий и достаточно долгий процесс. Небольших сетей в столице, которые мог бы приобрести ритейлер и войти на российский рынок, осталось очень мало, и, скорее всего, менеджмент считает такие активы слишком дорогими, поэтому, несмотря на желание, активного развития новых иностранных ритейлеров в ближайшее время в Москве не будет.

В целом же выход на рынок новых брендов и игроков связан с желанием занять теплое местечко на будущее, нежели выиграть сегодня, считает эксперт ИФК «Солид» Никита Рязанов. Издержки, связанные с выходом на отечественный рынок для зарубежных ритейлеров, уже достаточно высоки, но все указывает на тот факт, что в дальнейшем они будут только расти. Так что лучше сделать стратегический шаг сейчас, нежели хвататься за голову позже и жалеть об упущенных возможностях. В среднесрочной перспективе наплыв продолжится. Девелоперам есть что предложить, ритейлерам есть где развернуться. Перспективы Москвы вполне предсказуемы: она будет развиваться на манер соседей по рейтингу привлекательности, того же Лондона и Парижа. Российские ритейлеры, добавляет ведущий аналитик ИК «Универ капитал» Ксения Поляк, зная проблемы столицы, уже давно осваивают Подмосковье и увеличивают экспансию в регионах. В этой связи иностранные игроки для развития бизнеса в России могут обратить внимание на малоформатные ТЦ и торговые помещения формата street retail.

Устойчивое состояние российской экономики, внимание российских покупателей к новинкам модной индустрии, возникновение новых современных торговых площадок как в столице, московском регионе, так и бурные темпы строительства ТЦ в регионах России стали причинами экспансии ведущих компаний мирового fashion-ритейла в нашу страну, объясняет аналитик моды «РИА Мода» Елена Лерман. Кроме того, в России опережающими тепами идет рост количества интернет-пользователей. Многие российские потребители готовы платить значительные суммы за иностранные новинки, но имеют доступ к ним только через интернет-магазины. Это все на руку иностранцам.

Впрочем, наши производители модной одежды быстро учатся, указывает эксперт. Сегодня российские компании уверенно чувствуют себя в секторе mass market. Госпрограммы поддержки текстильной и легкой промышленности в дальнейшем помогут отечественным компаниям выпускать не только конкурентоспособную продукцию, но и гарантированно экологически чистую, что особенно актуально в свете нарастающего внимания потребителей к качеству предлагаемого зарубежного товара, среди которого все еще велика доля контрафакта.