Японские художники в Москве

Александр Раскин
16 марта 2012, 17:49
Фото: Даниил Примак

В столичном музее современного искусства открылась выставка тридцати лучших современных японских художников. Организаторы выставки отмечают, что их работы в таком масштабе в России представлены впервые. В «двойной перспективе» объемно выступает все, что волнует сегодня жителей страны восходящего солнца: техногенные катастрофы, социальные проблемы и красота повседневности.

Одна из лучших работ экспозиции — «Дитя Солнца». Это ответ художника Кендзи Янобе на трагедию Фукусимы. В Японии премьера этой работы состоялась 11 марта. А уже на этой неделе ее можно увидеть в Москве.

По словам куратора выставки Елены Яичниковой, тема техногенных катастроф волнует Янобе-сан с тех пор, как ребенком он посетил выставку технических достижений в Осаке. Выставка эта была посвящена будущему, но он пришел на нее после демонтажа и увидел руины будущего — с тех пор он одержим темой будущего и катастрофы.

Сначала Янобе-сан создавал костюмы индивидуальной защиты, потом разрабатывал проекты коллективного спасения, затем в желтом скафандре посетил Чернобыль и решил: пора не о выживании думать, а о возрождении. Потому его «Дитя Солнца» хоть и в ссадинах, но уже без шлема — в будущее смотрит с оптимизмом.

Другой участник выставки Такахиро Ивасаки показал, что и в Японии есть умельцы не хуже тульского Левши. Японский художник в лепнине московского особняка сплел паутину из собственных волос, которая при взгляде в телескоп оказывается Шуховской башней. Такахиро Ивасаки, считает, что самое прекрасное в любом мегаполисе — это Макдоналдс. Ведь из бумажных пакетиков от фастфуда, газет и прочего подножного городского «корма» он создает модели городов.

На экспозиции в Московском музее современного искусства представлено творчество молодых художников «Чим-пом», что переводится как «молодые, провокативные». По словам куратора выставки Кэндзиро Хосака, в современном японском искусстве появилась исследовательская, социально-критическая линия. «Мы по-прежнему очень много энергии черпаем в массовой культуре: манга и аниме. И больше всего нас интересует то, что находится на границе воображения и реальности», — говорит Кэндзиро Хосака.