Большой брат Google

Валентин Мальцев
2 марта 2012, 16:14

Интернет-компания Google с 1 марта изменила политику конфиденциальности в отношении пользователей, несмотря на многочисленные протесты европейских властей

Иллюстрация: Эксперт Online
Американская интернет-компания в одностороннем порядке решила, что будет собирать информацию со всех пользователей

Сколько бы ни протестовали в Европе правозащитники и чиновники, Google все равно. Американская интернет-компания в одностороннем порядке решила, что будет собирать информацию со всех пользователей, включая сведения о том, какие сайты они посещают, какие поисковые запросы чаще всего формируют и контент на какие темы чаще просматривают. Все это поможет Google эффективнее продавать пользователям таргетированную рекламу. Так, например, поисковая система будет анализировать, какие запросы вы чаще всего забиваете в Google и какие ролики чаще всего смотрите на YouTube, а потом будет демонстрировать вам актуальную тематическую рекламу в Gmail.

Руководство интернет-гиганта радостно потирает руки: рекламные объявления теперь будут «по-настоящему персональными».

Но французских регуляторов это не устраивает, и они уже заявили о том, что готовы начать общеевропейское расследование. По мнению властей, новая политика конфиденциальности Google лишает пользователей права на неприкосновенность личной жизни. Французский правовой регулятор CNIL (Национальная комиссия по вопросам информационных прав и свобод) просил Google приостановить введение новой политики. Комиссар Европейского союза по вопросам юстиции, фундаментальным правам и гражданству Вивиан Рединг еще в феврале призывала компанию повременить с изменением правил конфиденциальности — по крайней мере, для европейских пользователей. Но компания, над чьим слоганом Don’t be evil («Не будь злым») сегодня уже потешаются все эксперты, никого не стала слушать.

Ранее у каждого сервиса компании был свой свод правил, регламентирующих политику конфиденциальности. Теперь все они соединены воедино. Больше всего чиновников смущает тот факт, что все пользователи были переведены на новые правила автоматически, то есть их мнения никто вообще не спрашивал. Удалить информацию о поисковых запросах и посещенных сайтах можно, зарегистрировавшись на togoogle.com/history, но все прекрасно понимают, что этим будет заниматься только небольшая часть пользователей.

Британская группа по защите гражданских свобод Big Brother Watch раскритиковала Google за то, что она недостаточно много сделала для того, чтобы проинформировать пользователей об изменившихся правилах в полной мере. Специалисты провели опрос 2 тыс. человек и выявили, что только 47% пользователей Великобритании знают о случившихся изменениях. Что еще более показательно, только 12% потрудились почитать текст нового соглашения о конфиденциальности.

The New York Times назвала перемены в политике Google очень большими. Газета опасается, что теперь все пользователи сервисов компании открыты перед ней, и о деятельности каждого Большому брату будет известно. Корпорация будет знать, как у вас обстоят дела с финансами, здоровьем, какие у вас предпочтения в общении с противоположным полом и так далее. Конечно, все это имеет не очень большое значение в большинстве случаев, но для некоторых людей такая слежка просто неприемлема. 

Культовый американский журнал о технологиях Wired прямо призывает пользователей отказываться от Google и переходить к использованию других сервисов. Несмотря на то что, в общем-то, благодаря новой политике конфиденциальности пользоваться сервисами компании, по идее, должно стать удобнее. Но сам факт, что кто-то знает о тебе все, причем даже то, что вы сами за долгие годы могли забыть, не может не удручать сознательных пользователей.

Глава экспертной группы Ник Пиклс уже заявил, что большинство людей попросту не понимают, что происходит с их персональной информацией. «Как они могут сделать осознанный выбор, пользоваться им сервисом или нет?» — недоумевает он. И добавляет: Google поставила интересы рекламодателей выше интересов пользователей, но понимают это пока немногие. Но вот в долгосрочной перспективе такое пренебрежение пользовательскими интересами может привести к тому, что миллионы людей, лояльных компании, отвернутся от нее.