В ожидании реформ

Москва, 20.03.2012
Российский нефтедобывающий сектор может зафиксировать резкое падение объемов добычи после 2016 года, если в налоговом законодательстве не будет произведено изменений, а частные компании не получат лицензий на добычу нефти с месторождений в Арктике.

Иллюстрация: Эксперт Online

Такое мнение высказал в интервью британской Financial Times президент крупнейшей российской частной нефтяной компании «ЛУКойл» Вагит Алекперов. По его мнению, политика, при которой правами на добычу сырья с шельфа в Арктике обладают лишь две государственные компании — «Газпром» и «Роснефть» не принесла позитивных результатов, и скоро власти от нее откажутся. «Владимир Путин понимает, что этот вопрос следует решить. Госкомпании получают лицензии, которые в дальнейшем не используются», — цитирует газета слова главы «ЛУКойла».

«Очень странно, что иностранные компании могут заниматься разработкой шельфовых месторождений, а российские — нет», — прокомментировал Вагит Алекперов ситуацию, когда российские госкомпании, имеющие лицензии на разработку арктических месторождений, идут на союз с западными нефтедобывающими компаниями.

Глава «ЛУКойла» недоволен и нынешней системой сбора налогов с добывающих компаний, при которой налоговая нагрузка привязана не к прибыли компании, а к объемам производства. По отдельным проектам предоставляются налоговые льготы, но компаниям нужная более предсказуемая система.

Как предполагает Алекперов, в налоговом законодательстве следует ожидать изменений. В частности, речь идет о новой системе, при которой на начальном этапе разработки месторождения налоговая нагрузка пониженная. Затем, по мере наращивания объемов, растут и отчисления в казну. Когда запасы на месторождении истощаются, это влечет сокращение производства, а соответственно падает и налоговый порог.

Алекперов рассказал, что реформы в отрасли не ограничатся прошлогодним снижением базовой ставки в формуле экспортной пошлины на нефть с 65 до 60%. «Есть консенсус» по введению налога на дополнительный доход (НДД), говорит президент «ЛУКойла», причем его ставка будет дифференцироваться в зависимости от стадии освоения месторождения. «Есть большая вероятность, что такая система будет принята», — заключил Алекперов.

Напомним, что Программа освоения континентального шельфа на период до 2030 года проходит в настоящее время стадию доработки, и во втором квартале 2012 года она планируется к рассмотрению в правительстве. Ожидаемый прирост запасов нефти и газового конденсата в результате ее реализации составит от 850 млн тонн до 1,3 млрд тонн, прирост запасов газа — 3,4-13 трлн кубометров. По оценкам Минприроды, минимальный уровень необходимых расходов в освоение шельфа составляет 400 млрд рублей.

«Стоит отметить, что предложения Вагита Алекперова не являются абсолютно новыми, их обсуждают уже на протяжении продолжительного времени, однако существенных изменений пока так и не произошло, кроме введения определенных льгот по ряду месторождений, — говорит генеральный директор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян. — Очевидно, что, многие из существующих на сегодня крупных месторождений истощаются. При этом действующая налоговая нагрузка не варьируется в зависимости от того, на каком уровне находится добыча месторождений — в начале, на пике или спаде, что, к сожалению, и приводит к тому, что иссякающие месторождения оставляют, «недовыжимая», не используя ресурсы в полном объеме. Да и особого стимула для проведения новых поисковых работ у компаний, увы, нет, так как риск наткнуться на пустую скважину никто не компенсирует».

По мнению аналитика, то, что предлагает глава «ЛУКойла», абсолютно разумно, с экономической точки зрения. «Что касается госконтроля на шельфе, думаю, что частные российские компании могли бы сотрудничать с иностранными, используя их технологии — таким образом удалось бы и сохранить контроль, и повысить эффективность работы, — полагает он. — К примеру, компания «ЛУКойл» знаменита сверхвысокой производительностью труда относительно большинства других нефтяных компаний, так почему бы не задействовать их технологии, тем более что разработка шельфов требует колоссальных затрат, и операционная эффективность, которой может добиться частная компания, была бы здесь очень кстати. Не допускать негосударственные компании к разработке месторождений видится не оправданным консерватизмом, поскольку, если судить объективно, в вопросах эффективности государственные компании пока, все-таки, проигрывают частным. На мой взгляд, оптимальным было бы комплексное участие в разработке шельфов и тех, и других».

Новые крупные месторождения очень нужны России, чтобы поддержать существующий сейчас объем нефтедобычи, напоминает Микаелян. «На мой взгляд, нашему государству следовало бы лишь быть гибче. При этом я ни в коем случае не подразумеваю потерю контроля над процессом разработки шельфов, ведь гибкость — это не потеря контроля, а мудрость», — считает он.

Порядок допуска к шельфу необходимо менять, соглашается ведущий эксперт «Инжиниринговой компании «2К» Сергей Воскресенский. «Причем это касается не только допуска к шельфу негосударсвтенных компаний, но и иностранных инвесторов. У госкомпаний не хватит ресурсов для освоения шельфовых месторождений в Арктике. Поэтому разработка возможна только в партнерстве с частными инвесторами. Однако и в этом случае госкомпания должна контролировать проект, то есть осуществлять основной объем инвестиций. А это является сдерживающим фактором для развития добычи на шельфе, — полагает он. — Что касается иностранных компаний, то России необходимы их технологии, которые позволят значительно повысить эффективность разработки арктического шельфа. Российские госкомпании и сейчас привлекают иностранных партнеров в арктические проекты. Необходимо облегчить эту процедуру, сделать ее легальной, что лишь повысит инвестиционную привлекательность российских проектов. Конечно, допуск иностранных компаний должен быть ограничен, но запрета быть не должно».

Изменения налоговой схемы для нефтегазового сектора сейчас вряд ли возможно, считает аналитик. «Сырьевая зависимость РФ не позволяет правительству снизить налоговую нагрузку на нефтегазовую отрасль. Поэтому кардинальные изменения налогообложения вряд ли возможны. Судя по всему, нефтяникам по-прежнему придется довольствоваться льготами, — полагает он. — Если говорить о спаде в нефтяной отрасли, то он вполне реален. Новые крупные месторождения — это либо шельф, либо труднодоступные места с тяжелыми климатическими условиями, без инфраструктуры. Разработка этих месторождений требует огромных инвестиций. Естественно, что чем больше компаний получит возможность вкладывать в такие проекты, тем быстрее они будут реализованы».

Отмечают аналитики и корпоративный интерес собственно «ЛУКойла» в сложившейся ситуации. ««ЛУКойл» в прошлом году сократил добычу углеводородов на 4,4%. Естественно, это не радует владельцев компании. Удельные расходы на добычу углеводородов по данным за 2011 год составляют всего 4,71 доллара на баррель нефтяного эквивалента. В результате, благодаря высоким мировым ценам на нефть, чистая прибыль «ЛУКойла» увеличилась на 15% и достигла 10,36 млрд долларов. Логично, что доступ к арктическому шельфу России мог бы заметно увеличить финансовые показатели компании, — говорит аналитик ИФК «Солид» Дмитрий Лукашов.

Причина, по которой «ЛУКойл» делает подобные заявления, связана с тем, что процент восполнения добычи в результате увеличения/открытия новых доказанных запасов у этой компании за последние 5 лет составляет 75-80%, в то время как у «Роснефти» — 105%, у «Газпром нефти» — 110%, отмечает руководитель департамента оценки и инвестиционного проектирования АКГ «МЭФ-Аудит» Дмитрий Трофимов,

«При этом объективные возможности «ЛУКойла» по увеличению добычи на лицензированных участках гораздо скромнее, чем у «Газпром нефти» и «Роснефти», поэтому для «ЛУКойла» этот вопрос и более актуален, — полагает он. — В то же время «ЛУКойл» обладает соответствующими компетенциями для разработки шельфовых месторождений, и было бы логичным задействовать больше российских игроков для освоения арктической территории. И, вероятно, так оно и произойдет — вопрос времени. Наличие налоговых преференций для освоения этих территорий будет, скорее всего, обязательным условием, но пока есть запас времени, чтобы подойти к этому взвешенно».

Спад же в нефтяной отрасли, по мнению аналитика, маловероятен, в отличие от спада по добыче в конкретной компании. «В тоже время будет стимул к повышению передела в переработке (в Европе — 90%, в Соединенных Штатах 95%, нашим ВИНКам есть к чему стремиться) и строительству новых НПЗ», — считает он.

Впрочем, с такой точкой зрения не согласен управляющий фондом «Финам Нефтегаз» Роман Беседовский, по мнению которого опасения главы «ЛУКойла» не являются беспочвенными. «Действительно, уровень изношенности большинства используемых месторождений достаточно высок, и если государство не будет проводить стимулирующую геологоразведку и разработку новых месторождений политику, мы, действительно, уже в ближайшие пять лет можем столкнуться с существенным падением объемов добычи нефти, — говорит он. — Ни компании российского нефтегазового сектора, ни государство, наполняющее за счет нефтяной отрасли весомую часть бюджета, не заинтересованы в таком развитии ситуации в сфере добычи».

Одним из основных способов улучшения ситуации, по мнению аналитика, является разработка прежде всего арктического шельфа — и государство работает в данной сфере, в том числе привлекая мировых лидеров отрасли, как в случае с «Эксон Мобил». «В то же время подход, предполагающий только участие госкомпаний в разработке арктического шельфа, выглядит достаточно узким, и для ускорения процесса действительно привлечение частных ВИНК было бы оправданным, — считает он. — В таком случае принять участие в развитии шельфа смогли бы как минимум «ЛУКойл» и ТНК-BP, имеющие достаточные и финансовые, и технологические ресурсы».

Предложенная главой «ЛУКойла» налоговая схема выглядит справедливой по отношению к участникам рынка, которые будут осуществлять значительные инвестиции в разработку месторождений, полагает Роман Беседовский. «И вполне логично, если ВИНК на первых этапах будут платить меньше налогов, чем впоследствии, когда добыча выйдет на максимальную мощность, — говорит он. —Правда, сложно согласиться с предложением снижения налоговой нагрузки по мере истощения месторождений — это может оказаться фактором, сдерживающим стремление участников рынка наращивать инвестиции в геологоразведку».

Новости партнеров

Новости партнеров

Tоп

  1. Выплаты на детей споткнулись о прошлые доходы
    Из-за коронавируса ежемесячные пособия на детей в возрасте от 3 до 7 лет вводятся на месяц раньше. Если не возникнет проблем с выдачей в регионах, то уровень бедности среди семей с детьми в этом возрасте может сократиться на 26%. Мера своевременная, но условия получения этих выплат вызывают вопросы у нуждающихся семей.
  2. ЦБ принял трудное, но единственно верное решение
    В условиях кризиса Банк России решил отложить ужесточение выдачи ипотеки в зависимости от долговой нагрузки граждан
  3. Миннесота в огне
    В Миннеаполисе четвертый день продолжаются беспорядки, вызванные убийством полицейскими безоружного афроамериканца
Реклама