Забудьте все, чему вас учили

21 марта 2012, 15:27
Фото: ИТАР-ТАСС
Более 50% российских выпускников не нужны работодателям

Существующее профессиональное образование в России не удовлетворяет требованиям работодателей, сообщает рейтинговое агентство «Эксперт РА» по данным своего исследования «Эффективное использование кадровых ресурсов: профессиональные стандарты и безопасность на производстве». Это связано не только с отставанием стандартов обучения от современных требований, но также и с отсутствием в России единого стандарта обучения.

Более 50% выпускников российских высших и средних профессиональных учебных заведений не востребованы работодателями из-за недостаточного уровня подготовки, говорится в исследовании. Каждый пятый выпускник высших и более трети выпускников средних профессиональных учебных заведений утверждают, что полученные ими в ходе обучения знания были недостаточны или вообще не пригодились в работе.

По мнению «Эксперт РА», в последние годы недостатки профессионального образования, а также коррупция в вузах стали грозить вылиться в полноценный системный кризис. Не решает проблемы и создание собственных учебных мощностей на базе учебных заведений: во-первых, такие проекты достаточно дороги, во-вторых – бизнес берет на себя несвойственные ему функции. Кроме того, сотрудничество компании с кафедрами не сопровождается принципиальной сменой стандарта обучения в учебном заведении, а значит, не гарантирует полноценной отдачи.

С другой стороны, нельзя отрицать, что в России уже накоплен значительный опыт создания профессиональных стандартов и взаимодействия с учебными заведениями в масштабе отдельных предприятий. «И одним из путей решения проблемы может стать адаптация и масштабирование существующих моделей на соответствующие и смежные отрасли», – считает Даниил Желобанов, заместитель руководителя отдела промышленной политики «Эксперт РА».

Эксперты агентства считают, что выход из сложившейся ситуации можно найти в создании профессиональных стандартов, внедренных в образовательные учреждения: достаточно четких инструкций, описывающих, чему конкретно должен быть обучен сотрудник, какими навыками и способностями должен обладать, чтобы соответствовать данной профессии. Причем требования эти должны быть определены не только с точки зрения оценки кадров, но и с позиции методики обучения.