Покупка наоборот

Анастасия Якорева
23 марта 2012, 18:47

Стартап Jetwant предлагает сменить традиционную схему покупки «продавец предлагает — покупатель ищет и выбирает» на обратную, более удобную для обеих сторон. Но его создатели еще не решили, на ком зарабатывать — на продавце или на покупателе.

Иллюстрация: Эксперт Online
Jetwant предлагает сменить традиционную схему покупки «продавец предлагает — покупатель ищет и выбирает» на обратную

Если набрать в поисковике «купить машину» или «купить квартиру», релевантные результаты поиска растянутся на несколько страниц. Придется просмотреть большой объем информации, и не у каждого хватит на это терпения. На фоне такого своеобразного перекоса в сторону предложения появился тренд, который создатель проекта Jetwant Вадим Тарасов называет «покупкой наоборот» и на котором строит свой стартап.

Привычная схема покупки выглядит так: продавец публикует свое предложение, которое покупатель должен самостоятельно найти и на него откликнуться. При обратной схеме, о которой говорит Тарасов, покупатель публикует свой запрос, который продавец должен найти и в ответ сделать подходящее предложение.

По словам Тарасова, тренд очевиден, все больше автосалонов начинают ему следовать, но рынок сейчас находится в «дикой стадии». «Автосалоны пытаются собрать с рынка лиды и перепродать их, — рассказывает Тарасов. — Для этого создано много сайтов, но у них однобокая цель — либо заставить вас заполнить анкету на автокредит и передать ее оплатившему салону, либо просто перенаправить вас на сайт салона или банка. Никто не думает о комфорте покупателя, а люди тратят кучу времени на эти пустосайты, невольно передавая в непонятные места свои персональные данные».

На этом, казалось бы, до отказа забитом «диком рынке» Тарасов увидел пустующую нишу «сервиса для покупателя», который будет каналом связи между продавцом и покупателем, но в первую очередь — удобным инструментом для покупателя.

Jetwant работает так: пользователь регистрируется, заполнив всего 3 поля. После этого он приступает к заполнению заявки. На первом этапе нужно выбрать — модель и марку, новый автомобиль или с пробегом. Потом уточняются детали — модификация, цвет, год выпуска, потребность в кредите, страховка. Сервис определяет ваше местоположение и позволяет задать радиус поиска автосалона — например, не дальше, чем в 40 км и т.д. Когда вы заполнили и отправили заявку, сервис спросит ваш телефон, чтобы отправить вам подходящие предложения. По такой же схеме Jetwant предлагает выбрать квартиру и отдых.

В разработку этого сервиса было вложено 20 тыс. долларов. Jetwant сейчас работает только в Москве и Самарской области: команда стартапа подключает к услуге автосалоны в этих городах. Среди пользователей сервис пока не продвигают, «но заявки все равно есть», говорит Тарасов.

В ближайшие месяцы услуга эта будет бесплатна и для продавцов, и для покупателей. Дальше нужно будет выбрать из двух возможных схем коммерциализации: либо платит покупатель и остается анонимным для продавцов, общение происходит только через сервис, где покупатель видит визитку продавца. Либо для покупателя услуга бесплатна, платит продавец, но тогда ему доступны все указанные контакты покупателя.

«Сейчас, например, стоимость лида-заявки на автокредит — читай, покупку автомобиля, доходит до 1,5-2 тысяч рублей, — приводит цифры Тарасов. — Мы же можем предложить более качественный сервис для продавцов на порядок дешевле. Кстати, по имеющейся у нас информации, месяц переходов с кнопки "Купить в кредит" на сайт автосалона доходит до 2 млн рублей».

Сейчас команда стартапа работает над запуском сервиса jetwant.com для рынка банковского кредитования.

На запуск и экспансию всего сервиса по России и доработку банковского направления Тарасов планирует привлечь 150 тыс. долларов инвестиций. По его словам, все прогнозы по инвестиционной привлекательности проекта на пробной стадии подтвердились. «Рынок ждет его, это подтверждает инсайд от продавцов и реакция покупателей», — уверен Тарасов.