Решили остаться дома

Надежда Край
27 марта 2012, 09:39
Фото: Эксперт Online
Доля россиян, настроенных эмигрировать, за последние девять месяцев сократилась вдвое

Заграница манит уже меньше

Среди россиян за последние девять месяцев вдвое уменьшилось число желающих уехать за границу на постоянное жительство. Согласно данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, с июня прошлого года число потенциальных эмигрантов снизилось с 22 до 11%, а доля тех, кто не хочет покидать Родину, выросла с 75 до 88%.

При этом 39% из тех, кто хотел бы уехать за границу, не думали о том, когда именно эмигрируют. Представление о сроках своей эмиграции имеют 44% опрошенных (среди молодежи — 59%): 11% планируют уехать в течение года или двух лет, 13% — в течение трех-пяти лет, 11% откладывают переезд на шесть-девять лет, а 8% — и вовсе не планируют эмигрировать ранее чем через десять лет.

В опросе, проведенном ВЦИОМ 10–11 марта 2012 года, участвовали 1,6 тыс. человек из 138 населенных пунктов, 46 областей, краев и республик России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%

Конечно, девять месяцев — это весьма небольшой срок для того, чтобы переломить существовавший до сих пор длительный и устойчивый тренд. Говорить о том, что в этом вопросе принципиально что-то изменилось, пока преждевременно, нужно посмотреть на дальнейшую динамику, считает ведущий научный сотрудник Института социологии РАН Леонтий Бызов. Однако интересно все же понять, что могло вызвать столь явную смену социальных настроений.

Выборы и протесты улучшают самочувствие

Гендиректо ВЦИОМ Валерий Федоров выдвигает гипотезу о том, что главными причинами, столь положительно повлиявшими на россиян, стали выборы и митинги.

«Выборы — это время, когда раздаются обещания, и значительная часть населения, зависимая от государства, им обычно верит. Ее социальное самочувствие идет вверх — это такая возгонка социальных ожиданий — и, соответственно, ощущение, что все будет плохо, снижается, и желание уезжать тоже снижается. Так происходит каждый раз в период выборов — в том числе и в этот раз. Наши кривые социального самочувствия тоже идут вверх вот уже три месяца подряд», — поясняет глава ВЦИОМ.

Митинги и протестное движение в целом тоже вдохнули надежду во многих представителей среднего класса и молодежи. Многие почувствовали, что не все так плохо, все может измениться к лучшему, и надо бороться за это лучшее здесь и сейчас, а не искать его где-то «за морями, за горами».

По мнению Валерия Федорова, большее влияние оказали, конечно, выборы, поскольку патерналистское большинство в нашем обществе составляет порядка 60%, а креативная часть находится в меньшинстве.

Жить стало интереснее

За последние полгода настроения в обществе сильно изменились, отмечает Леонтий Бызов. У людей появилась определенная надежда, которая пока ни во что не реализовалась, но тем не менее люди ждут. Конечно, активная часть общества составляет пока всего около 40%, но это меньшинство, которое занимает достаточно высокие позиции в обществе, это люди с хорошим образованием. Всего год назад они считали, что ситуация в стране вряд ли когда-либо улучшится и им здесь делать нечего, сегодня у них появились определенные надежды, связанные с тем, что общество начало просыпаться. «Появляется множество инициатив, люди снова возвращаются к политике, снова — очень робко, но все же возвращается содержательный дискурс. Это еще не значит, что что-то реально улучшилось. Но люди говорят, что жить снова становится в каком-то смысле интересно, они начинают видеть какую-то перспективу и начинают понимать, что от них в этой стране пусть очень немногое, но все-таки что-то зависит».

Среди оппозиции желающих уехать больше

Согласно опросу, больше всего потенциальных эмигрантов среди сторонников Прохорова — четверть из тех, кто его поддерживает. Однако дело здесь не в пессимизме оппозиционеров. Связь скорее обратная, поясняют социологи. Для избирателей Прохоров стал своего рода символом освобождения страны от тенет государственной бюрократии. Среди всех кандидатов он был единственным новым человеком, не связанным с уже надоевшей всем бюрократической командой. Поэтому именно за него голосовала самая активная часть населения, которая хочет перемен.

И именно среди этой активной части больше всего желающих уехать. Это вполне естественно, и так обстоят дела не только в России, но и в других странах. Уезжать собираются прежде всего молодые, активные, кто не укоренен в своей среде, не обременен какими-то обязательствами, те, кто чувствует в себе силы и способность быстро и удачно обустроиться на новом месте. Что касается среднего возраста и тем более стариков, пенсионеров, то желающих уехать среди них гораздо меньше, потому что адаптироваться на новом месте им гораздо сложнее.

Хорошо ли там, где нас нет?

Возможно также, на настроения россиян влияют не только события в нашей стране, но и то, что происходит сегодня за рубежом. За фасадом, который мы привыкли считать благополучным, все очевиднее открываются те же проблемы, что и у нас. Умирающие провинциальные английские городки (аналог наших моногородов), тотальное сокращение расходов на социальные нужды, упадок здравоохранения и образования, подростковая преступность и зашедший в тупик национальный вопрос — все это заставляет увидеть манящий Запад в другом ракурсе. Жители Европы не уверены в будущем не только Евросоюза, но и собственных государств, например, такого как Великобритания, которая еще недавно казалась незыблемым оплотом старых добрых традиций. Так, почти половина британцев считают, что их страна перестанет существовать уже в ближайшие пару десятилетий, распавшись на более мелкие государства.