Позиция хищника

Кириана Скрылева
10 апреля 2012, 11:12

Крупнейшая в мире социальная сеть Facebook, которая в мае планирует провести IPO, объявила о покупке популярного приложения для создания и редактирования изображений Instagram. Сумма сделки составляет 1 млрд долларов денежными средствами и акциями. За год приложение выросло в цене в 40 раз; на прошлой неделе пул инвесторов с участием DST Global давал за Instagram только 500 млн долларов.

Фото: AP
Facebook покупает Instagram за 1 млрд долларов

Покупка Instagram станет крупнейшим на данный момент приобретением в истории соцсети Facebook, выручка которой за 2011 год составила 3,7 млрд долларов.

Приложение Instagram было создано в октябре 2010 года и первоначально было доступно только пользователям операционной системы iOs (на ней работают мобильные устройства Apple — iPhone, iPad, iPod). Но на прошлой неделе Instagram выпустила приложение и для устройств, работающих на операционной системе Android от Google. Генеральный директор Facebook Марк Цукерберг сообщил о намерении развивать самостоятельный бренд Instagram.

Это бесплатное приложение, которое позволяет пользователю использовать 17 фильтров для изображений — например, изменять цветовой баланс — перед загрузкой. Приложение сразу приобрело широкую популярность: в компании сообщают, что им пользуются более 30 млн пользователей, которые загружают около 5 млн изображений ежедневно.

Всего через 551 день со времени основания компания была оценена в 1 млрд долларов; в настоящий момент в Instagram работают 13 человек. Пол Кедровски, технический инвестор, сообщил BBC: «Всего 13 сотрудников! Я думаю, что Instagram — это самый дорогой, самый впечатляющий пример в истории, который я могу назвать».

Аналитики считают, что Facebook провел сделку для того, чтобы укрепить мобильную платформу и более эффективно конкурировать с Google и Apple. «Они понимают, что мир переходит на мобильную инфраструктуру. Их сервисы должны быть максимально успешными на мобильной платформе — простыми в использовании и в монетизации», — считает аналитик маркетинговой компании eMarketer Дебра Уильямсон.

Крупнейшая соцсеть, которая в начале февраля подала заявку на IPO, пока не извлекает прибыли от всемирной популярности своих мобильных сервисов, которыми пользуются более 425 млн человек. Однако в преддверии первичного публичного размещения акций на бирже компании необходимо продемонстрировать инвесторам разнообразие источников своего дохода.

«Мы пока не знаем, как Facebook будет монетизировать мобильные платформы. Но первым шагом должна стать оптимизация Facebook для мобильных устройств», — сообщает эксперт из Altimeter Group Ребекка Либ.

Сам Марк Цукерберг объяснил покупку в своем Facebook следующим образом: «Мы думаем, что присоединение Instagram к нашим сервисам на Facebook — это важная часть работы. Мы планируем продолжать развитие возможностей для общения между другими социальными сетями: возможность не только делиться своими фотографиями на Facebook, но и общаться с другими людьми, не только пользователями нашей соцсети».

«Это важная веха для Facebook, потому что впервые мы покупаем компанию и продукт, у которого такое большое количество пользователей», — добавил Цукерберг.

В то же время ряд экспертов считают, что глава Facebook сильно переплатил за свое приобретение. «Нет такой традиционной методики оценки компании, которая могла бы оправдать эту цену», — говорит управляющий директор инвесткомпании Evercore Partners Пол Денингер, который, тем не менее, считает саму сделку удачной для Facebook.

Эксперты, опрошенные агентством Reuters, также убеждены, что Facebook заплатил «экстраординарную» сумму за Instagram, учитывая, что приложение распространяется бесплатно и не имеет источников выручки. Блогеры из The Next Web подсчитали, что каждый пользователь обошелся Facebook в 33 доллара.

С другой стороны, Instagram стал важной частью онлайн-культуры для пользователей, и покупка быстроразвивающегося конкурента, пусть он и не имеет прибыли, — это акт усиления вовлеченности, привязанности, лояльности бренду.

По мнению Лу Кернера из Social Internet Fund, интерес к Instagram наверняка был у интернет-компании Google и у того же Twitter. «Это был бы крайне ценный актив для любой компании, желающей конкурировать с Facebook», — отмечает Кернер.

«После IPO Facebook займет позицию хищника. Им надо убедиться, что никто не встанет на их пути, и купить всех, кто попадется на пути», — заявил изданию Business Week аналитик из Wedbush Securities Майкл Пэтчер. Гендиректор компании Socialbakers Ян Резаб, собирающей статистику по Facebook и Twitter, ранее также заявлял в интервью РИА «Новости», что одним из факторов успеха и сохранения лидерства Facebook может стать более агрессивная стратегия поглощения компаний и приобретения новых технологий.

«Посмотрите, с кем Facebook конкурирует — с Google, Apple, Microsoft и им подобными. Для этого необходимо иметь сильный бренд и сильную пользовательскую платформу», — считает аналитик Gartner Брайан Блау. Покупку компаний, которые способны улучшить дизайн сайта, укрепить безопасность сервиса и содействовать в разработке новых продуктов, Facebook активизировал в прошлом году.

В то же время вряд ли Facebook продолжит покупать каждый популярный социальный ресурс — такая стратегия окажется слишком затратной и не оправдает себя.