Млечный путь утонул

Геворг Мирзаян
доцент Департамента медиабизнеса и массовых коммуникаций Финансового Университета при правительстве РФ
13 апреля 2012, 19:28
Фото: AP
Запуск северокорейской ракеты окончился провалом

Очередной северокорейский «Млечный путь» рухнул в океан. Ракета «Ынха-3» (в переводе Млечный Путь-3) со спутником Кванменсон-3 (Сияющая звезда-3) на борту до космоса не долетела — после минуты полета северокорейская ракета-носитель развалилась в воздухе и упала в воды Тихого Океана в 165 километрах к западу от столицы Южной Кореи Сеула. По некоторым данным, авария произошла из-за сбоя в системе управления, в результате чего произошел самоподрыв. В отличие от предыдущих неудачных запусков, в этот раз северокорейцы все же вынуждены были признать провал. «Спутник не вышел на заданную орбиту, сейчас ученые выясняют, в чем причина неудачи», — говорится в непривычно сухом сообщении из северокорейской столицы.

В Пхеньяне утверждают, что не сделали ничего незаконного — запущенный ими спутник, якобы, предназначался для метеорологических исследований и других сугубо научных целей. США и их союзники же утверждают, что КНДР осуществляла не запуск ракеты-носителя, а испытание баллистической ракеты «Тэпходон-2». А назвала это «запуском спутника» лишь потому, что резолюции ООН запрещают Северной Корее проведение любых запусков с использованием технологий баллистических ракет. Дополнительную пикантность ситуации придает тот факт, что в феврале Пхеньян согласился в обмен на продовольственную помощь из США частично заморозить свою ядерную программу, а также ввести мораторий на любые ракетные испытания.

Именно поэтому нынешний пуск вызвал столь болезненную реакцию в Вашингтоне, Сеуле и Токио. «Мы все еще пытаемся проанализировать детали этого полета. Северная Корея поторопилась с запуском. Несмотря на многократные предупреждения от разных стран, нельзя отрицать, что этот акт угрожал безопасности нашей страны и нарушил три резолюции ООН. Крайне прискорбно», — заявил генеральный секретарь японского кабинета министров Осаму Фудзимора. А южнокорейский министр иностранных дел Ким Сон Хван пообещал обязательно принять ответные меры против этого запуска. «Мы ищем эффективные способы реагирования на северокорейские ядерные и ракетные угрозы, включая провокации», — заявил он. В Сеуле не исключают, что в ближайшее время Северная Корея может провести новые демонстративные акты — как ракетные запуски, так и ядерные испытания.

Противники Пхеньяна намерены поднять соответствующие вопросы на заседании Совета Безопасности ООН, однако Москва призывает не драматизировать ситуацию и не устраивать Пхеньяну показательную порку. «К счастью, на этот раз неудача запуска этого космического эксперимента не обернулась ущербом для других государств… Безусловно, нарушение резолюции Совета Безопасности требует того, чтобы он соответствующую ситуацию рассмотрел, но реакция Совета должна быть взвешенной, мы не верим в новые санкции, они ничего не дадут с точки зрения урегулирования ситуации, — заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров. — Мы убеждены, что на имеющиеся вызовы реагировать необходимо исключительно политико-дипломатическими средствами. Призываю все заинтересованные стороны к максимальной ответственности, к выдержке и к продолжению усилий по возобновлению шестисторонних переговоров».

Между тем, по мнению экспертов, провал запуска является сам по себе серьезным наказанием для северокорейского режима. Как по символическим, так и по экономическим причинам.

Запуск ракеты был приурочен не только ко дню космонавтики, но и к целому ряду важных для КНДР событий. Так, 12 апреля Ким Чен Ын получил две важнейшие должности для управления КНДР (председателя Центральной военной комиссии и постоянного члена политбюро), а 15-го страна будет отмечать очередной день рождения покойного лидера страны Ким Ир Сена. Провал запуска серьезно омрачит торжество. Даже если сейчас северокорейские власти оперативно найдут «вредителей», «американских и южнокорейских шпионов, саботировавших запуск спутника», то горькое послевкусие все равно останется. Особенно учитывая те средства, которые были вложены в запуск — по южнокорейским данным, проект стоил около 850 млн долларов (400 млн ушло на оборудование стартовой площадки, а ракета ракета и бомбовый груз стоили примерно 450 млн).

Неудачное испытание баллистической ракеты станет серьезным ударом и по северокорейской оборонной промышленности. Не секрет, что на сегодняшний день «Страна Чучхе» является одним из основных мировых торговцев ракетными технологиями. В период с 1987-го по 2009 год КНДР экспортировала 1200 ракет, что составляет около 40% указанного сегмента рынка вооружений. По некоторым данным, пакистанские и иранские ракеты-носители класса «Гяури» и «Шахаб» являются точными копиями северокорейской ракеты «Нодонг». Однако нынешний провал испытаний (особенно на фоне также неудачного «запуска спутника» в 2009 году) вселяет в потенциальных покупателей большие сомнения в способностях северокорейских инженеров строить многоступенчатые баллистические ракеты дальнего радиуса действия. И, вероятно, заставит искать новых продавцов (в частности среди тех, кто сейчас готов распродавать арсеналы и оборонные проекты Муаммара Каддафи).