Граница на замке

Москва, 16.04.2012
В ближайшие восемь лет в российской части Арктики будут созданы двадцать пограничных застав. Об этом заявил руководитель Пограничной службы ФСБ России Владимир Проничев.

Фото: РИА Новости

«На первый взгляд кажется, что в Арктике никого нет и никто не может нарушить границу, но это не так. К примеру, за последние три года мы трижды обнаруживали иностранные яхты с горе-туристами, которые, никого не предупредив, без подготовки, двигались по Севморпути. При этом каждый раз горе-путешественники попадали в сложную ситуацию, и нам приходилось их сначала спасать, затрачивая огромные усилия, а потом штрафовать», – охарактеризовал Владимир Проничев «Известиям» нынешнюю пограничную обстановку в российской части Арктики.

Северная граница России вытянулась от полуострова Рыбачий на западе (граница с Норвегией) до острова Ратманова на востоке (граница с США) на расстояние около 6 тыс. км. В советские времена она охранялась так же тщательно, как и другие границы СССР. В постсоветские времена на ней появились большие «дыры». «В серединной части Севморпути порядка 2,5 тыс. км вообще не контролируется радиолокационными средствами. Порядка 40 советских радиолокационных постов, которые создавали поле наблюдения с нижней границей, доходящей до 300-400 метров, в 90-е и 2000-е годы были разрушены», – приводят «Известия» мнение первого вице-президента Академии геополитических проблем Константина Сивкова. Взлетно-посадочная полоса аэродрома военной базы в поселке Амдерма (Ненецкий автономный округ), например, была рассчитана на прием ЛЮБЫХ самолетов, в том числе самых тяжелых – Ан-124 «Руслан». Но сейчас в Амдерме военной базы нет, а аэродром, как и сам поселок, стремительно приходит в упадок.

Нынешнее возрождение интереса к Арктике российских властей связано прежде всего с экономическими причинами. Эпоха дешевых углеводородов в мире заканчивается. А заменить их пока нечем. Поэтому взоры всего мира, и в первую очередь восьми арктических государств, устремляются к запасам газа и нефти на территориях, находящихся за Полярным кругом. «Запасы газа в мире постепенно истощаются, и приходится идти за ними на Север», – подчеркивает «Эксперту Online» старший аналитик ИК «Церих кэпитал менеджмент» Олег Душин.

Только в одном регионе российского Севера – Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО, Ямал) сосредоточено 125 трлн кубометров газа, 16 млрд тонн нефти и 7 млрд тонн газового конденсата. Если же брать совокупные оценки запасов углеводородов по четырем арктическим странам – России, Норвегии, США и Канаде, то в российской зоне сосредоточено 91% запасов газа Арктики и 71% запасов арктической нефти (19,8% – у США). Прошлой осенью «Газпром» уже поставил на шельфе Баренцева моря первую нефтедобывающую платформу «Приразломная», которая ежегодно будет извлекать из недр одноименного месторождения до 7 млн тонн «черного золота», и в июне этого года на полуострове Ямал запускает первую очередь газового месторождения Бованенковское, которое через пять лет будет ежегодно выдавать в единую газотранспортную сеть до 140 млрд кубометров газа. Крупнейший отечественный независимый газодобытчик «НоваТЭК» в партнерстве с французским концерном Total в прошлом году там же, на Ямале, приступил к реализации самого амбициозного отечественного проекта по сжижению природного газа – «Ямал СПГ». К 2016 году на полуострове Ямал возле поселка Сабетта на базе Южно-Тамбейского месторождения (оно расположено на северо-восточной стороне полуострова Ямал) будет построен завод по производству 15-19 млн тонн СПГ в год. И этот проект сразу выведет Россию в число полноценных участников мирового рынка сжиженного природного газа (сейчас первенство на нем принадлежит Катару – 78 млн тонн в год). «Для нашего региона проект „Ямал СПГ” – это прорыв, выход на новую ступень экономического развития, новый этап для ямальской тундры», – подчеркнул «Эксперту Online» губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин.  «Изюминка» этого проекта в его транспортной схеме. По Северному морскому пути (СМП) – вдоль побережья Северного Ледовитого океана, крупнотоннажным танкером можно доставить ямальский СПГ в Китай – за 21 день, в Южную Корею – за 19 дней, в Японию – за 13 дней. Тот же путь до Японии, например, обычным путем – вокруг Европы и через Суэцкий канал – занял бы 28 дней. В другую сторону, в США, ямальский СПГ тоже может быть доставлен за 13-14 дней.

Поэтому проект «Ямал СПГ», по сути, открывает для России и мира новый транспортный коридор, который был открыт в 30-е годы прошлого века и незаслуженно забыт в постсоветское время. В прошлогоднюю навигацию «НоваТЭК», «Совкомфлот» и «Росатомфлот» уже доказали, что по СМП можно с ледокольной поддержкой проводить танкеры-газовозы типоразмера Suezmax дедвейтом более 160 тыс. тонн меньше чем за 10 дней.

При этом Северный морской путь при условии создания (воссоздания) необходимой инфраструктуры (порты, ледокольный флот, связь, система навигации и т.д.) может стать одной из самых оживленных морских трасс между Северной Европой и Азией. Правительство, во всяком случае, надеется, что уже к 2020 году ежегодный грузооборот по СМП увеличится почти в 30 раз и составит 50 млн тонн за сезон. Треть этого объема перевозок придется на танкеры с ямальским СПГ. Еще треть – это железорудный концентрат «Еврохима», нефть «ЛУКойла» и «Башнефти», дальневосточная рыба, «северный завоз» и т.д. И 15 млн тонн грузооборота по Севморпути российские чиновники ожидают получить за приход на эту трассу иностранных судов. А может быть, и больше, если льды на Северном Ледовитом океане будут отступать к северу с такой же скоростью, как последние несколько лет.

Конечно, все эти проекты стоят больших денег. Глава Минрегионразвития Виктор Басаргин в начале апреля в интервью «Российской газете» сообщил, что до 2020 года на реализацию утверждаемой сейчас государственной программы развития Арктики планируется потратить немыслимые ранее деньги – 1,3 трлн рублей. Эти деньги, по словам Виктора Басаргина, будут вложены в создание в Арктике новых транспортных коридоров и освоение новых месторождений углеводородов с учетом обеспечения экологического баланса, развитие социальной инфраструктуры, обеспечение доступности социальных услуг и повышение качества жизни населения, сохранение культурного наследия коренных народов. «По проектным расчетам, на реализацию стратегических приоритетов в Арктике до 2020 года потребуется около 1,3 трлн рублей. Около 503 млрд рублей должен выделить федеральный бюджет, 724 млрд – регионы. Еще 80 млрд – бизнес», – сказал глава Минрегионразвития. На самом деле, вложения в Арктику будут на порядок больше. Осенью прошлого года было заявлено, что федеральный бюджет только в строительство и обустройство нового арктического порта Сабетта и создание нового ледокольного флота вкладывает 900 млрд рублей. А Министерство транспорта на американские деньги этим летом должно заменить на трассе Севморпути атомные РИТЭГи на другие источники электроэнергии для работы навигационных знаков.

Понятно, что эти вложения и эти арктические запасы газа, нефти и твердых полезных ископаемых надо охранять от посягательств других государств. По словам руководителя Пограничной службы ФСБ России Владимира Проничева, в арктической зоне России уже замечены иностранные экспедиции, которые без необходимых разрешений и документов ведут разведку здесь запасов полезных ископаемых. Поэтому в Арктике и будет в ближайшие годы построено 20 новых пограничных застав, часть из которых будет располагаться рядом с девятью спасательными центрами МЧС и Минтранса, которые планируется открыть в рамках развития Севморпути, а остальные – на труднодоступных северных островах. Поскольку каждой погранзаставе при этом придется отвечать почти за 300 километров границы, пограничников обеспечат нетрадиционными средствами передвижения, такими, например, как экранопланы, сочетающие в себе черты самолетов и кораблей. Ради этого ФСБ даже готова организовать производство таких машин в Петрозаводске, на площадях бывшего судостроительного завода «Авангард» (сейчас завод находится в состоянии банкротства). Помимо чисто охранных функций пограничники Севера будут оказывать помощь гибнущим в арктических водах и льдах. На такой режим работы уже перешла первая в мире арктическая погранзастава «Нагурское», расположенная в северной оконечности острова Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа (входит в состав Приморского района Архангельской области). В 2008 году была существенно улучшена инфраструктура заставы (построен новый административно-жилой корпус, гараж, энергоблок и т.д.). А сейчас МЧС разместило на «Нагурской» контейнеры со специальным оборудованием для поиска пропавших людей и оказания необходимой помощи пострадавшим во льдах.

Новости партнеров

Новости партнеров

Tоп

  1. Королевство тонет в дешевой нефти
    Саудовская Аравия, привыкшая жить при высоких ценах на нефть, оказалась совершенно не готова к их обвалу. Стране былого нефтяного благоденствия придется резко урезать расходы и готовиться к взрыву недовольства по этому поводу
  2. На мировую экономику движется волна банкротств
    Мировой экономический кризис, прогнозы экспертов
  3. Профсоюзы предложили компенсировать расходы работников на «удаленке»
    Федерация профсоюзов инициировала новую статью в Трудовой кодекс и назвала конкретную сумму выплат сотрудникам, переведенным на удаленную работ
Реклама