К полету готов

Москва, 17.04.2012

Фото: ИТАР-ТАСС

Основной отечественный производитель грузовых самолетов «Авиастар СП» (Ульяновск, входит в Объединенную авиастроительную корпорацию — ОАК) сообщил о том, что заключил контракт с Министерством обороны на модернизацию и продление ресурса самолетов Ан-124, принадлежащих российской военно-транспортной авиации. За три года, согласно контракту, ульяновскому авиазаводу предстоит модернизировать шесть самолетов Ан-124 «Руслан», два из которых уже прибыли в Ульяновск. По словам генерального директора «Авиастар-СП» Сергея Дементьева, этот контракт обеспечит завод дополнительной загрузкой производственных мощностей, персонала. «Кроме того, "Авиастар" сохранит компетенции в производстве уникальных самолетов "Руслан". В производственной программе предприятия до 2020 года предусмотрено возобновление строительства "Русланов"», — заметил глава авиастроительного завода.

Контракт российского Минобороны на модернизацию «Русланов» может стать «первой ласточкой» возобновления производства этих самолетов в Ульяновске. «Ан-124», разработанный в КБ Антонова в 70-е годы прошлого века и серийно выпускавшийся до середины 90-х годов прошлого века в Ульяновске и Киеве (официально его серийное производство в России было приостановлено в 2004 году), до сих пор остается мировым рекордсменом по грузоподъемности среди самолетов — до 150 тонн. Всего было выпущено 56 таких машин, и последние 15 лет и Россия, и Украина постоянно говорят о том, что надо вновь начать строить «Русланы». По расчетам экспертов — и военных, и коммерческих эксплуатантов в виде, например, авиакомпании «Волга-Днепр», потребность мирового рынка в таких большегрузных самолетах до 2035 года оценивается в 107 машин: 80 — для гражданских перевозчиков и 27 машин военного применения. Впрочем, в отношении «Русланов» термины «военный» и «гражданский» довольно условны. В 1985 году на «военном» «Руслане» из Владивостока в Якутию впервые перевезли «гражданский» груз — 150-тонный карьерный самосвал. А «гражданские» Ан-124–100 американские военные фрахтовали во время войны в Персидском заливе для перевозок зенитно-ракетных комплексов Patriot (наши ЗРС С-300, кстати, тоже прекрасно себя чувствуют в этих гигантских самолетах). Американцам это так понравилось, что спустя 10 лет они привлекли уже российскую гражданскую авиакомпанию «Волга-Днепр» к перевозке грузов на «Русланах» для обеспечения деятельности международной группировки войск в Афганистане. Сейчас, судя по всему, эта же авиакомпания будет вывозить через Ульяновск войска НАТО обратно в Европу.

Неудивительно, что «Волга-Днепр» уже несколько лет заявляет, что в среднесрочной перспективе готова купить до 40 Ан-124–100 (коммерческая версия Ан-124). Еще шесть-семь машин хочет авиакомпания «Полет». Десять новых «Русланов» заявлено для российских военных до 2020 года. Новые версии этих самолетов хотят в Украине, Арабских Эмиратах и Кувейте. Российское МЧС на днях вновь подтвердило, что готово приобрести в свой парк Ан-124 новой серии. «Мы подтвердили свою заинтересованность в самолетах "Руслан". Но условия возобновления их производства, насколько я знаю, достаточно жесткие. Нужен большой стартовый заказ. С нашей стороны была направлена заявка на два таких самолета», — передали «Известия» мнение на этот счет директора Федерального государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России Рафаэля Закирова.

Несмотря на явную и продолжительную потребность военного и гражданского мировых рынков в самолете Ан-124, решения правительства России о возобновлении его выпуска на «Авиастаре-СП» пока нет. Возможно, это связано с ценой самого самолета. По мнению ОАК, для того чтобы окупить затраты на возрождение производства Ан-124 в Ульяновске, нужно произвести там 60 «Русланов» по цене 300 млн долларов за машину (в 2007 году называлась цена вдвое ниже — 140 млн долларов за «Руслан»). Возможно, не готов сам «Авиастар-СП», на который после долгих лет простоя вдруг обрушился огромный государственный оборонный заказ по производству военно-транспортной авиации. Возможно, так до конца и не удалось разрешить все разногласия с разработчиком самолета — КБ Антонова, находящимся на Украине. В принципе большинство экспертов согласны с тем, что восстанавливать в Киеве производство «Русланов» нецелесообразно. Но оттуда в Ульяновск будут поступать множество комплектующих для производства «Русланов». Цена и объем этих поставок — еще один повод для многочисленных дискуссий.

Поэтому пока можно говорить о начале на «Авиастаре» широкомасштабной программы по модернизации «Русланов». Российскому Министерству обороны надо модернизировать два десятка имеющихся у него Ан-124, два из которых уже сделаны и на шесть заключен твердый контракт. Их переводят в версию Ан-124–100, увеличивая срок службы с 25 до 45 лет, ресурс — до 50 тыс. часов и количество полетов — с 6 тыс. до 10 тыс. На военных «Русланах» также ставят головной компьютер, современную систему связи, шумоглушение двигателей и аппаратуру слежения для предотвращения столкновений с землей и другими воздушными судами.

Параллельно этому «Авиастар» будет заниматься модернизацией и гражданских Ан-124. На прошедшем в прошлом году МАКСе между КБ Антонова и российскими участниками было подписано техническое задание по модернизации «Русланов» авиакомпании «Волга-Днепр» в версию Ан-124–111 с двигателями Д-18Т серии 3М (производятся на украинском предприятии «Мотор Сич»). На этом самолете будет существенно обновлено БРЭО, модернизирована силовая установка, снижена численность экипажа. Второй этап сотрудничества — непосредственный выпуск на «Авиастаре» модернизированного самолета Ан-124–200 (300). Согласно техзаданию, он должен иметь «стеклянную» кабину экипажа, цифровую авионику и системы, модернизированный планер, маршевые двигатели с системой типа FADEC (для Ан-124–300 украинское ЗМКБ «Прогресс» создаст двигатель Д-18Т сер. 5 тягой 28 тонн), и должен быть расширен диапазон применения самолета по температуре и высоте расположения взлетно-посадочной полосы. Генеральный конструктор ГП Антонов Дмитрий Кива заявил на МАКС-2011 о том, что «Авиастар-СП» по своим технологическим возможностям будет готов начать выпускать модернизированные самолеты Ан-124–200(300) уже с 2014 года. 

Новости партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Вирус дал осложнения
      Коронавирус выдыхается, а негативные последствия для производителей сырья, для авиационной и автомобильной отраслей только набирают обороты. В мягком варианте потери для экономики G20 составят 140 миллиардов долларов
    2. Захотелось процент повыше
      В России появился отдельный сегмент долгового рынка — высокодоходные облигации. В этом году объем новых размещений таких бумаг может вырасти втрое. Основные покупатели — частные инвесторы, которые не всегда адекватно оценивают риски
    3. Автопром: синергетический эффект
    Реклама