Борьба карандаша с компьютером

Москва, 18.04.2012
Компьютер заменяет карандаши и ручки: Faber-Castell, крупнейший мировой производитель деревянных карандашей работает на падающем рынке, умудряясь расти. Так, в Германии рынок письменных принадлежностей упал с 1999 года на 12%, а Faber-Castell вырос на 46%. Граф фон Фабер-Кастелл, прибывший в Москву по случаю открытия российского представительства, совместного предприятия с дистрибутором Anadolu Group, рассказал «Эксперту» о том, как работать, когда «цифра» напирает.

Фото: EPA

– Как сильно влияют цифровые технологии на продажи ваших карандашей?

– К счастью, постучу по дереву, не особенно сильно. Интересно, но, если вы посмотрите на продажи карандашей, они не падают!

– Но ведь в офисах почти все выполняет компьютер.

– Это интересный вопрос. Уточню, что с карандашами мы не очень сильны в офисах, там больше спрос на выделители. Я лично уверен, что офисная канцелярия – это тот сегмент, где стоит быть осторожней. В офисах цифровые технологии берут верх. Однако о том, что бумага исчезнет из офисов и письменные принадлежности больше никому не потребуются, я слышу уже в течение 20 лет. Но этого не происходит! В офисах полно бумаги! Благодаря технике документ легко размножить, и каждый хочет заполучить личную копию. А после вы делаете пометки, верно?

– Короткие пометки.

– Вот видите! Хотя вы и не пишете длинные письма, короткие записи все же делаете, чтобы выделить главное, например. Так что полностью письменные принадлежности из офисов не исчезнут. Это удивительно и для меня тоже, но в начале 80-х, когда появился компьютер, я очень беспокоился о будущем карандашей, чем теперь. Но теперь, 30 лет спустя, я беспокоюсь куда меньше. Меня все спрашивают: как же ты противостоишь цифровизации? Но если мы посмотрим на спрос с глобальной точки зрения, то увидим, что население планеты растет. До сих пор большой спрос на доступный, экологичный и функциональный предмет для письма. Часто черкнуть что-то короткое на листе бумаги гораздо проще, чем включить гаджет. Карандаш подходит на эту роль как нельзя лучше. Он состоит из дерева и других экологичных компонентов, к тому же долговечен – карандаши не высыхают. Я видел карандаши, изготовленные более 100 лет назад, они до сих пор превосходного качества!

– Изменилась ли структура ваших продаж под влиянием «цифры»?

– Продукты меняются. Мы больше двигаемся в сторону аксессуаров, много внимания уделяем сегменту премиум. Также развиваем изготовление косметических карандашей под марками известных косметических компаний. Они очень довольны качеством нашей древесины. Растет категория премиум.

Категория детских товаров, «Игра и обучение» (составляет 40% продаж компании. – «Эксперт Online»), замещает технические карандаши. Раньше продажи технических карандашей были куда больше, чем теперь. Они были популярны вплоть до 80-х, когда компьютерный дизайн стал вытеснять их. И мы обратились в сторону цветных предметов. Если бы мы этого не сделали, у нас были бы большие проблемы сейчас. Эти здания выкрашены в разные цвета (демонстрирует фото головного завода компании в г. Штайн) специально, чтобы подчеркнуть, что мы производим не только монохромную продукцию.

– Это благодаря этим продуктам вы выросли на 18% в прошлом году?

– Такой рост обеспечили страны азиатско-тихоокеанского региона, Турция. Так всегда бывает, если ты выходишь на новые рынки, как, например, мы вышли в Индонезию. Но в этом году (оканчивается весной 2012 года. – «Эксперт Online») мы ожидаем более скромного роста – от 6% до 7%. В Латинской Америке уже нет такого большого роста, и в Европе рост меньше, чем в прошлом году. В Испании до сих пор проблемы, там в этом году мы упали на 30%. Я бы не сказал, что это финансовый кризис, но это его последствия. В Европе очень мало рынков, где происходит бум, и один из таких рынков – Турция.

Что касается категорий, больше всего растет «Игра и обучение» – товары для школьников и дошкольников. В этом сегменте мы ожидаем рост 8-10%. Мы делаем и будем делать ставку на эту категорию, потому что дети всегда учатся, и до того, как им исполняется 11-12 лет, до того, как они начинают все больше пользоваться компьютером, они рисуют и раскрашивают. В Бостоне по нашему заказу провели исследование, которое показало, что играть дети предпочитают на компьютере, а вот раскрашивать и рисовать – настоящими красками и карандашами, а не с использованием компьютерных программ. Надо смотреть сегмент за сегментом, еще как минимум в течение 10-20 лет по-прежнему будут нужны продукты для образования детей.

А в последнее время развивается и такая категория, как товары для непрофессиональных художников, Hobby & Craft.

– Вы хотите сказать, взрослые люди любят делать что-то своими руками?

– Именно! Особенно женщины. Это мегатренд в Северной Америке и Европе, тренд обеспеченной жизни. Этим увлекаются люди, у которых много свободного времени. Например, няня моих детей, она закончила Академию живописи Faber-Castell, открыла недавно персональную выставку.

И тут никакой iPad нам не конкурент! iPad он и есть iPad, а наши товары способствуют творчеству.

– Популярно ли это направление и в развивающихся странах?

– Конечно, это касается пока только обеспеченных стран, в Китае такого нет. Кстати, в Китае большой рынок профессиональных художников, но, может быть, через 20 лет рисование будет популярно и как хобби. Пока это небольшая доля наших продаж, но мы следим за ней.

И обратите внимание – мы по-прежнему в сегменте handheld products, в электронику мы не идем. CEO Lego сделал семь или восемь лет назад попытку выпускать электронные игрушки, но не преуспел. А их кубики до сих пор популярны! Все потому, что они очень грамотно используют интернет для продвижения своей продукции. Я считаю, что наступление «цифры» влияет на нас с двух сторон: с одной стороны, действительно, компьютер замещает функции наших продуктов. Но с другой – онлайн дает возможность рассказать о нашем продукте. Не обязательно продать, но объяснить.

– В дальнейшем ваша структура оборота будет меняться? Какие новые продукты будете выпускать?

– Что мы пытаемся делать, так это не быть слишком зависимыми от цветных карандашей (карандаши, простые и цветные, – это треть оборота компании). С одной стороны, есть преимущества, когда ты мировой лидер в категории цветных карандашей, кем мы и являемся, а с другой – это небезопасно, нужно убедиться, что в ходу и другие продукты. Сейчас у нас достаточно диверсифицированная структура оборота с точки зрения сегментов присутствия: у нас есть «Игра и обучение», «Премиум», «Художество и графика», «Офисные принадлежности» и «Маркировка», Hobby & Craft. Но и внутри этих сегментов мы не опираемся только на основные продукты. Мы стремимся продавать наши продукты наборами. Как я уже сказал, дети продолжают раскрашивать. Но всегда ли они будут хотеть раскрашивать карандашами? Вдобавок к карандашам есть и краски.

Но сейчас для нас главное не только выпускать новые продукты, но и как следует представлять имеющиеся. Я уверен, что многие люди, узнав о наших продуктах побольше, захотели бы их приобрести: мы стремимся привносить какую-то изюминку и выпускать то, чего нет у конкурентов. Например, на наших карандашах есть пупырышки, чтобы было удобнее держать, это отличает наш, казалось бы, обыкновенный продукт от конкурентов, покупатель запоминает его. А вот стаканчик, в котором можно мыть кисточку, он складывается. Такая мелочь, а как удобно! А краски можно составлять, как пазл, смешивать.

– Как именно вы собираетесь увеличивать продажи ваших продуктов?

– У нас есть shop-in-shop для премиальных продуктов, нужно сделать нечто подобное и для других категорий. Такое место, где можно было бы увидеть все товары Faber-Castell. Была интересная статья в Harvard Business Review мистера Джонсона, главы Apple Stores, теперь он глава универсамов JC Penny, он гуру. Он сказал, что и через 50 лет будут розничные магазины. Люди хотят прямого контакта с товаром, ничто не заменит контакта лицом к лицу.

 

Справка о компании:

Faber-Castell основана в 1761 году краснодеревщиком Каспаром Фабером в немецком городе Штайн. У компании 14 фабрик и 24 торговых подразделения (включая недавно открытое российское), товары продают в 120 странах. Объем производства – 2 млрд чернографитных и цветных карандашей в год. Оборот за отчетный период 2010-2011 гг. – 538 млн евро.

Новости партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Доля сырья в российской экономике достигла абсолютного рекорда
      Впечатление, произведенное этим на Росстат, заставило его изменить методику
    2. Коронавирус: тревожная новость пришла из Китая
      Несколько дней назад появилась надежда на то, что коронавирус начал слабеть. Однако в конце недели в Китае произошел всплеск эпидемии.
    3. Коронавирус продолжает наступление на всех фронтах
      Эпидемия воздействует на все сферы жизнедеятельности людей, включая экономику.
    Реклама