Отложенное решение

Александр Попов
19 апреля 2012, 11:46

ФАС России продлила на два месяца срок рассмотрения ходатайства, поданного в марте кемеровским ООО «СДС Медиахолдинг» (входит в холдинг «Сибирский деловой союз») о покупке 100% уставного капитала вещательной корпорации «Проф-медиа». Учитывая, что кемеровчане уже установили контроль над лидером рынка – «Европейской медиагруппой» (ЕМГ), приобретение второго по оборотам холдинга может действительно обернуться монополизацией радийного рынка.

Иллюстрация: picvario.com/Russian Look
Покупка кемеровским СДС вещательной корпорации «Проф-Медиа» может привести к ограничению конкуренцию на рынке

Напомним, как сообщал «Эксперт Online», в конце прошлого года СДС за 162 млн долларов выкупил у французской Lagardere крупнейший российский медиахолдинг – «Европейскую медиагруппу». В результате под контролем кемеровчан оказалось 97,28% ООО ЕМГ и 99,64% ЗАО «Медиа плюс». Под управлением ЕМГ находятся радиостанции «Европа плюс» (вещание на 2,3 тыс. населенных пунктов России), «Ретро FM» (более 130 городов), «Радио 7» (56 городов) и «Кекс FM» (четыре города). Компания также ретранслирует в Москве петербургское «Радио Рекорд». В настоящее время под управление ЕМГ передается и московское «Радио Спорт», приобретенное СДС осенью прошлого года. Ранее в сфере медиа СДС не выходил дальше родного Кузбасса. Поэтому сделка изначально выглядела неожиданной и сенсационной. Тем более что на рынке царила уверенность – ЕМГ купит ее основатель, Жорж Полински, в 1990 году и открывший вещание «Европы плюс» в Москве.

Тем не менее сделка состоялась и в начале апреля получила одобрение ФАС. СДС уже избрал новый совет директоров ЕМГ, который возглавил президент холдинга Михаил Федяев. Гендиректором группы остался Александр Полесицкий, а президентом ЕМГ была назначена Екатерина Тихомирова – до этого вице-президент СДС по медиаактивам. Жорж Полински свое детище покинул, в интервью «Коммерсанту» весьма откровенно назвав сделку по продаже ЕМГ кемеровчанам политической, а также высказав предположения о будущем изменении редакционной политики – в интересах владельцев СДС и «Единой России» (депутатом Госдумы от этой партии является Владимир Гридин, считающийся одним из совладельцев СДС, – в интервью Полински об этом говорит открыто). Полесицкий, впрочем, официально опроверг эту версию, заявив, что «самостоятельность редакций, подходы к форматам радиостанций, определению их позиционирования и наполнению эфира будут прежними». А Тихомирова заявила: «Как и ранее, никто не будет извне диктовать радиостанциям их программную и музыкальную политику, мы будем продолжать привлекать к работе лучших специалистов, и российских, и французских, и американских».

«Мы хотим укреплять лидирующие позиции ЕМГ на радийном и рекламном рынке... Мы будем развивать все направления деятельности нашего сейлс-хауса "Медиа плюс", включая и интернет-рекламу. Задача остается прежней: группа номер один на радиорынке, как по аудитории, так и по доходам», – добавила Екатерина Тихомирова. В марте СДС подал в ФАС ходатайство на покупку ВКПМ – еще одного крупного медиахолдинга федерального масштаба, в структуру которого входят «Авторадио», «Радио Energy», «Юмор FM» и «Радио Romantika». В антимонопольном ведомстве, изучив вопрос, заявили, что «сделка может привести к ограничению конкуренции», а потому взяли еще два месяца на рассмотрение ходатайства. «Заинтересованные лица вправе представить в ФАС России сведения о влиянии на состояние конкуренции сделки, заявленной в ходатайстве», – отметили в ФАС. Ранее Жорж Полински утверждал, что если СДС получит разрешение купить ВКПМ, «это будет уже монополия». Он пообещал, что предоставит ФАС всю имеющуюся у него информацию о влиянии такой сделки на рынок.

Выручка ЕМГ за 2011 год составила 2,19 млрд рублей. Ссылаясь на оценки рынка, предоставленные Ассоциацией коммуникационных агентств России (оборот радиовещателей в 2011 году она оценивает в 11,8 млрд рублей), можно подсчитать, что доля ЕМГ на рынке – около 16%. Доля ВКПМ – примерно такая же. Но с учетом того, что «Медиа плюс» продает рекламу на радиостанциях и других холдингов, а также мизерной, но все-таки доли «Радио Спорт», после покупки ВКПМ общая доля СДС на радиорынке действительно может превысить 35%. Что уже будет нарушением закона о конкуренции. Вполне вероятно, что сделка сорвется – столь серьезное усиление кемеровского холдинга на медиарынке вряд ли политически оправданно. Примечательно, что Михаил Федяев через пресс-службу заявил «Коммерсанту», что холдинг сосредоточен на вопросах развития ЕМГ и «на сегодняшний день сделка по приобретению ВКПМ особого интереса не представляет».