Должника не беспокоить

2 апреля 2012, 17:00
Фото: AP
Возвращать долги банку будут с помощью SMS и телефонных переговоров – таков новый законопроект Минэкономразвития

Минэкономразвития разработало законопроект «О взыскании просроченной задолженности физических лиц», который будет внесен в правительство до конца весны.

На заседании подкомиссии по вопросам коллекторской деятельности Российского союза промышленников и предпринимателей обсуждались спорные моменты законопроекта.

Банкирами и коллекторами было раскритиковано положение, в котором говорится, что должник вправе потребовать от взыскателя (кредитора или его агента по сбору задолженности) прекращения с ним непосредственного взаимодействия. 

Коллектору, получившему соответствующее уведомление, больше нельзя будет звонить должнику и приходить к нему домой. Взыскатель (сотрудник банка или коллекторского агентства) сможет только отправлять письма по обычной или электронной почте, а также уведомлять о задолженности в виде SMS-сообщения.

Общение по телефону и так называемый hard collection (личные встречи) являются сегодня основными и наиболее эффективными способами взаимодействия с должниками. К примеру, благодаря call-центрам, в которые крупные коллекторские агентства вкладывают миллионы долларов, взыскивается до 90% всей просроченной задолженности физлиц.

Но очевидно, что любой человек, который «попался на крючок» к взыскателям, предпочтет прекратить с ними непосредственное общение, а письма и SMS просто игнорировать.

В результате любая попытка непосредственного контакта с должником со стороны кредитора или его агента может привести к судебным разбирательствам, и, в конечном итоге, к запрету на осуществление деятельности по взысканию задолженности. А это будет означать, что банк не сможет получить свои деньги.

Как сообщила эксперт Минэкомразвития Александра Резе, министерство не будет менять подготовленный текст, и именно в таком виде он отправится в правительство. Она также предложила перенести обсуждение всех спорных моментов на уровень нижней палаты парламента.

Начальник управления защиты прав потребителей Роспотребнадзора Олег Прусаков также отметил, что взыскание может осуществляться только в рамках исполнительного производства, а механизм возврата долгов в законодательстве уже предусмотрен.