Карбамид «Акрона»

Ольга Колотнеча
2 апреля 2012, 13:24

В последний день марта крупнейший российский производитель минеральных удобрений – холдинг «Акрон» - запустил новое производство «Карбамид-1000», способное выпускать в сутки до 1 тыс. тонн сложного удобрения. Инвестиции в проект составили 95 млн долларов, окупятся вложения, по прогнозам аналитиков, в течение 3,5 лет. На новом производстве создано 82 высокотехнологичных рабочих места.

Фото: ИТАР-ТАСС
Новгородский «Акрон» запустил новое производство карбамида

Как сказал первый вице-президент холдинга, председатель совета директоров «Акрона» Александр Попов, решение о строительстве нового агрегата карбамида было принято еще в 2008 году. Но реально развернуть строительство удалось только в 2010 году, когда все оправились от последствий мирового финансового кризиса. Мощность нового агрегата карбамида – 335 тыс. тонн в год. Существующие мощности по выпуску карбамида на «Акроне» составляют 450 тыс. тонн ежегодно. Рост мощностей до 785 тыс. тонн позволит не только увеличить продажи товарного карбамида, но и расширить производственные мощности карбамидо-аммиачной смеси до 1 млн тонн в год и нарастить выпуск карбамидоформальдегидных смол.

Рынок карбамида – динамично растущий, аналитики прогнозируют, к 2013 году объемы потребления этого удобрения вырастут до 187 тыс. тонн (в 2008 году – 148 тыс. тонн). По базовому сценарию IFA, говорит Попов, среднегодовой объем потребления будет расти на 2,3%, это выше, чем по всем другим видам азотных удобрений. Так что солидные капиталовложения оправданы и хорошо просчитаны. Притом что, по оценке экспертов «Акрона», прошлый год был самым рекордным за всю новейшую (холдинг начал формироваться 20 лет назад, в 1992 году) историю – произведено 6 млн тонн товарной продукции. В этом году только новый карбамид добавит к этому объему 335 тыс. тонн. А в целом производство этого сложного удобрения почти удвоится. «В рамках стратегии по расширению перерабатывающих мощностей ОАО "Акрон" на протяжении более десяти лет инвестирует значительные средства в строительство новых перспективных производств. Запуск агрегата карбамида – это очередной важный шаг на этом пути. Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом», – заявил Попов. Впереди – строительство крупнейшего в России агрегата аммиака, мощностью 700 тыс. тонн в год, который планируется запустить в 2015 году (инвестиции в проект составят 400 млн долларов).

Крупнейшее в агрохимической отрасли России предприятие переживает, по мнению и.о. министра промышленности и торговли РФ Дениса Мантурова, прибывшего на «Акрон» по случаю пуска «Карбамида-1000», те же проблемы, что и все другие его собратья. «Основные проблемы отрасли – низкий спрос на удобрения на внутреннем рынке России. Более 75% товарной продукции уходит на экспорт. Ежегодное потребление в стране прирастает всего на 5%. Это серьезный сдерживающий фактор для отрасли. Второй фактор и основной риск – рост внутренних цен на газ. В себестоимости удобрений газ занимает 72-75%. Как известно, правительство ограничило рост тарифов на газ, с июля цена вырастет на 15%, то есть среднегодовая цена увеличится для «Акрона» на 7,5%. И до июля компании будут получать газ по ценам 20011 года. Но и это существенный рост – ближневосточные компании, конкуренты наших российских производителей, получают газ в два раза дешевле – по цене 30-60 долларов. Но отдельных преференций даже лидеру отрасли государство дать не может – все находятся в равных условиях действующей тарифной системы», – сказал Мантуров.

Мантуров сообщил, что «Акрон», развивая вертикально интегрированный формат, планирует обзавестись собственным газовым месторождением, как это уже сделала компания «Еврохим». Этот путь, считает и.о. министра, – гарантия сырьевой безопасности, роста производства, рентабельности и конкурентоспособности товарной продукции. Как позже сообщил Александр Попов, два предложения по газовым месторождениям компания уже рассматривала, но была этими предложениями не удовлетворена, поэтому переговорный процесс продолжается. Глава совета директоров убежден – без доступа к собственным газовым ресурсам развитие «Акрона» невозможно. Еще одним фактором развития, отметил Александр Попов, является глубокая диверсификация бизнеса компании по продуктовой линейке и географии продаж. «Акрон», столкнувшись после реформы РЖД со сбоями в логистике, решил проблему, создав собственную транспортную инфраструктуру – теперь он имеет 3,5 тыс. железнодорожных вагонов под сыпучие грузы и три перевалочных терминала в портах Балтики.