У них получится

Фото: ИТАР-ТАСС

Второй, самый протяженный участок железной дороги Кызыл–Курагино будет строить омское НПО «Мостовик». Решение об этом принял заказчик – Енисейская промышленная компания (ЗАО ЕПК). 19 апреля между компаниями были заключены контракты на проектирование и строительство участка магистрали, которая свяжет гигантское Элегестское угольное месторождение с Транссибом. Общая протяженность дороги – 402 км, омичи уже назвали его «новым БАМом».

«В ходе внутренних процедур и работы с претендентами после тщательного отбора была выбрана именно эта компания. Конечно, большое внимание уделялось деловой репутации. Это тот показатель, который трудно формализовать, но необходимо учитывать в первую очередь», – прокомментировал решение, принятое ЕПК, ее генеральный директор Руслан Байсаров. Таким образом, косвенно признав, что выбор подрядчика был закрытым. В зоне ответственности «Мостовика» (накануне, кстати, строители именно этой компании «сомкнули» мост на остров Русский во Владивостоке) будет проектирование и строительство более чем 250-километрового участка железной дороги от разъезда Малый Тайгиш (147-й км) в Красноярском крае до станции Кызыл-Пассажирский (402-й км).

По словам замруководителя СУ «Проектирование» НПО «Мостовик» Павла Пономаренко, Кызыл–Курагино проектируется как однопутная линия на тепловозной двойной тяге. «Трасса железной дороги пересекает районы, характеризующиеся разнообразными геолого- и геоморфологическими условиями. Территория строительства относится к зоне повышенной сейсмичности – отсюда и частые сходы снежных лавин, обвально-осыпные процессы, наледи, ледяные заторы. Кроме того, на сложных участках строительства распространены подвижные крупноглыбовые курумы – нагромождения острых скалистых обломков. Уже сегодня можно сказать о наиболее сложном участке протяженностью 20 километров – железную дорогу здесь предстоит проложить сначала по склону хребта, построив галереи, а затем через хребет пройти тоннелями. На этом участке будет три тоннеля и 14 галерей», – рассказал проектировщик. Всего же за четыре года строителям предстоит отсыпать более 56 млн кубометров грунта, перекинуть через реки и водотоки более 60 средних и больших мостов, уложить более 400 водопропускных труб, протянуть сквозь горные хребты шесть тоннелей общей длиной более 6 тыс. погонных метров, возвести более 20 галерей и подпорных стен, а также построить несколько постоянных и временных автомобильных дорог общей длиной более 200 км (включающих, в свою очередь, 59 мостов, путепроводов и 345 водопропускных труб). Проектировщики «Мостовика» уже приступили к подготовке рабочей документации проекта, параллельно ведется комплекс дополнительных геодезических, геологических и гидрометеорологических изысканий.

«Строительство этого масштабного объекта можно сравнить с БАМом. Конечно, Байкало-Амурская магистраль имеет большую протяженность, но таких сложных участков, с которыми нам предстоит встретиться здесь, не было. Прежде всего это огромный объем работ, который нужно реализовать в предельно сжатые сроки», – отметил заместитель генерального директора НПО «Мостовик» Сергей Ксенженко. По его словам, мосты, входящие в состав трассы, для компании – типовые, а вот условия, в которых строителям придется работать в течение четырех лет, можно назвать экстремальными. Тува – почти нетронутый цивилизацией регион, а район строительства к тому же удален даже от имеющихся здесь крупных населенных пунктов. Понятно, что там нет вообще никакой инфраструктуры (коммуникаций, электричества, телефонии, интернета и т.д.). «Нам необходимо решить проблему доставки на строительные площадки рабочих, техники и ГСМ. Работу будет осложнять и резко континентальный климат региона – суровые зимы с продолжительными морозами и жаркое лето, суточные перепады температур достигают 30 градусов», – отметил Ксенженко.

«Мостовику» придется учитывать и экологические, и культурно-исторические особенности местности. На протяжении будущей железнодорожной ветки расположено несколько крупных природных парков и заповедников, а также знаменитая «Долина Царей» – древнейшее захоронение скифских воинов (строительные работы там планируется начать только по окончании археологических исследований). Помимо прокладки самой магистрали будет вестись и строительство другой железнодорожной инфраструктуры: вокзалов, станций и разъездов, объектов локомотивного и вагонного хозяйства, поселков железнодорожников, устройств связи, электроснабжения, инженерных систем и коммуникаций.

Выбор «Мостовика» в качестве генерального подрядчика второго участка дороги не случаен. В отличие от первого конкурса, в котором со скандалом (со второго раза, после жалоб со стороны Росжелдора и ФАС) победило занимавшееся до этого монтажом трубопроводов ООО «Стройинновация» (входит в ГК «Сумма»), в случае со вторым участком на кону стоят не средства государственного бюджета, а вполне конкретные частные инвестиции. И ЕПК, видимо, хочет быть уверена, что строительство завершится точно в срок. «Рядом с Элегестским месторождением (ради него и строится железная дорога) находится Монголия – лидер по запасам угля. Это сильный конкурент, именно поэтому наш проект будет реализовываться в очень жестком графике», – заявил Байсаров.

Представители «Стройинновации», конечно, рассчитывали, что примут участие в прокладке второго участка, говоря про «синергетический эффект». Но вряд ли в это поверила ЕПК. Тем более что даже для работы над первым участком стоимостью 44,3 млрд рублей, финансироваться который будет из Инвестфонда РФ, «Стройинновация» планирует привлечь новосибирское ОАО «Сибмост» и махачкалинское ОАО «Мостоотряд 99» (ранее сообщалось, что представители «Сибмоста» уже облетали 147-километровый участок строительства трассы). 

Напротив, союз ЕПК и «Мостовика» вполне можно считать жизнеспособным. Прежде всего потому, что на кону — разработка Элегестского угольного месторождения, разведанные запасы угля на котором составляют не менее 820 млн тонн, причем высококачественного коксующегося угля марки «Ж», цена которого на мировых рынках достигает 120 долларов за тонну. В развитие инфраструктуры месторождения (на котором планируется добывать 15-20 млн тонн угля в год) ЕПК вложит 24,6 млрд рублей, помимо 85,7 млрд инвестиций в строительство «своего» участка железной дороги. На состоявшейся на прошлой неделе встрече главы Тувы Шолбана Кара-оола и Руслана Байсарова последний предложил создать наблюдательный совет из представителей правительства региона, компании и общественных организаций. По мысли Байсарова, совет позволит сделать строительство железной дороги максимально прозрачным.

Новости партнеров




Масло выведут «под арбитраж»

Пока власти определяются со сроками введения нового норматива для растительных масел, крупные масложировые холдинги в срочном порядке изыскивают средства на модернизацию. Путь, который ЕС проходил в течении 14 лет, российский бизнес должен пройти максимум за пять лет

«Эксперт Северо-Запад» начал прием заявок на премию «Эксперт года-2020» 18+

Станьте экспертом года в одной из 20 отраслевых номинаций. Подайте заявку на бизнес-проект, общественную или культурную инициативу — и получите признание делового сообщества. Совет премии по доброй традиции возглавил Михаил Пиотровский

РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

«В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга
Новости партнеров

Tоп

  1. Вирус бедности: что предстоит лечить правительству
    Нынешний кризис от предыдущих отличается тем, что источники шоков — не экономические. Ключевую роль в нынешней ситуации, в отличие от того, что происходило в 2008 или 2014 году, играет социальная составляющая
  2. У меня уже был коронавирус? Как узнать и что делать?
    Симптомы Covid-19 разнообразны, и медленный подсчет зараженных во многих странах невольно наталкивает на мысль, что многие, возможно, уже переболели коронавирусом, даже не зная об этом
  3. Чудеса устойчивости
    Ситуация на финансовых рынках мира постепенно стабилизировалась. Мировые индексы оттолкнулись от дна и начали восстанавливаться, хотя волатильность остается высокой, и рост сменяется падением. Тем не менее, никаких признаков паники уже нет, и особенно на этом фоне относительной стабильностью выделяется российский рынок
Реклама