Катастрофическая неисправность

Александр Раскин
3 апреля 2012, 10:25

Эксперты продолжают расследование катастрофы АТР-72 под Тюменью. Жертвами аварии лайнера стали 31 человек. 11 человек выжили. За их жизнь борются врачи. Основными версиями крушения следствие считает техническую неисправность и обледенение самолета. Эксперты не исключают, что перед вылетом его не обрабатывали противообледенительной жидкостью, что могло привести к катастрофе. Сегодня специалисты МАК начнут расшифровку «черных ящиков».

Фото: AP
Эксперты продолжают расследование авиакатастрофы под Тюменью

По данным следствия, при взлете в аэропорту Рощино в 45 км от Тюмени 2 апреля упал пассажирский самолет ATR-72 авиакомпании UTair, выполнявший рейс ЮТ 120 Тюмень—Сургут. На борту находились 43 человека — четыре члена экипажа и 39 пассажиров. Согласно информации правоохранительных органов, лайнер вылетел в Сургут в 05.33 по московскому времени, а через две минуты с экипажем пропала связь.

Спустя час спасатели обнаружили место падения лайнера в районе поселка Горьковка в четырех километрах от аэропорта. Жертвами аварии стал 31 человек. 11 пассажиров выжили. Все они находятся в тяжелом состоянии. За их жизнь борются врачи.

Тем временем руководство UTair заявило, что авиакомпания выплатит родственникам погибших по 2 млн рублей. До 2 млн получат и пострадавшие в катастрофе. Сегодня в Тюмени пройдет опознание тел жертв авиакатастрофы. Для установления личностей некоторых погибших будут назначены генетические экспертизы. Губернатор Тюменской области Владимир Якушев в связи с катастрофой объявил в регионе трехдневный траур.

Следователи, работающие на месте катастрофы самолета АТР-72, определились с основной версией трагедии. Они полностью исключили версию теракта. Ранее сообщалось, что версий три: возможная ошибка диспетчеров, ошибка экипажа или технические неполадки. Однако затем в Следственном комитете сообщили, что приоритетной является техническая версия. Борт VP-BYZ был выпущен в 1991 году и введен в эксплуатацию в 1992 году. Самолет налетал 35 тыс. часов. Авиакомпания UTair купила ATР-72 в 2008 году. Последнее серьезное техническое обслуживание лайнер проходил в Германии в 2010 году, а плановое техобслуживание прошел в Тюмени два месяца назад.

Эксперты утверждают, что в пользу версии о технической неисправности говорит и то, что пилоты сразу после взлета развернули самолет в сторону аэропорта. Кроме того, версию о технических проблемах подтверждают показания очевидцев о дыме, шедшем из двигателей во время падения самолета. Кроме того, эксперты проверяют версию, что лайнер рухнул из-за обледенения фюзеляжа. Именно из-за обледенения произошло три из 14 катастроф с участием АТР-72.

Французские самолеты имеют репутацию опасных машин именно в плане потери управляемости при обледенении — таковы конструктивные особенности лайнеров этого типа, говорят авиаторы. Катастрофы самолетов АТР, произошедшие в Северной Америке и Канаде, были связаны в основном с обледенением верхней части крыла. По данным следствия, АТР-72 перед вылетом из аэропорта вообще не обрабатывали противообледенителями. «Технические службы аэропорта не посчитали нужным это сделать», — утверждают в Уральском следственном управлении.

Несмотря на конструктивные особенности лайнера АТР-72, по данным авиационных экспертов, французский двухмоторный среднемагистральный турбовинтовой самолет ATR-72 считается довольно надежной машиной. Он эксплуатируется с 1989 года. Сейчас в разных странах эксплуатируется более 400 машин. В авиакомпании UTair претензий к качеству ATR-72 раньше не было. В парке авиакомпании осталось еще два ATР 72–200 и 15 самолетов более новой модификации — ATР 72–500. В прошлом году 14 из 18 турбовинтовых ATR, поступивших в Россию, были закуплены именно UTair. С производителем был подписан контракт почти на 500 млн долларов. В авиакомпании объясняют свой выбор в пользу ATR надежностью лайнеров.

Тем временем в Уральском следственном управлении на транспорте Следственного комитета возбудили уголовное дело по статье УК РФ — нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Сегодня инженеры МАК начнут заниматься детальной расшифровкой «черных ящиков» лайнера. Предварительный анализ информации бортовых самописцев показал, что двигатели самолета работали вплоть до столкновения с землей.

Как утверждают следователи, причины авиакатастрофы под Тюменью будут известны не ранее чем через месяц. Именно столько времени специалисты МАК будут выяснять все обстоятельства трагедии.