Президент «антибизнес»

Анна Королева
корреспондент Expert.ru
5 апреля 2012, 13:47

Кандидат-республиканец Митт Ромни обвинил президента Барака Обаму в плохом управлении экономикой страны, назвав его деятельность «антибизнесом, антиинвестициями и борьбой с рабочими местами», сообщает MarketWatch. Он также заявил, что политика президента сделала «перезагрузку» экономики после финансового кризиса более трудной.

Фото: AP
Митт Ромни назвал деятельность Барака Обамы «антибизнесом, антиинвестициями и борьбой с рабочими местами"

«Он задерживает восстановление, сделав его анемичным», – отметил Ромни в своем выступлении на ежегодной встрече Американского общества редакторов новостей (American Society of News Editors). Банки не выдают кредиты из-за финансово-правовой реформы Додда-Франка, а бизнес не стремится нанимать сотрудников из-за реформы здравоохранения Обамы, заявил он. «Почти все меры, которые принял президент, затрудняют развитие малого бизнеса в Америке и снижают желание крупного бизнеса оставаться здесь». Кандидат напомнил также разговор Обамы с Дмитрием Медведевым, когда он начал говорить у микрофона, думая, что он выключен. По словам Ромни, разговор показал, что президент не является откровенным. «Он не хочет поделиться своими реальными планами перед выборами ни с общественностью, ни с прессой. Он хочет, чтобы мы переизбрали его, чтобы мы выяснили, кем он является на самом деле».

Обама бросил деньги налогоплательщиков на спасение General Motors и Chrysler, провел акцию по спасению Уолл-стрит, продлил гарантии по экспортным кредитам на 25 млрд долларов для Boeing, раздает миллиарды деньги стимулов для компаний, развивающих солнечную и ветровую энергетику – все это также является претензиями Ромни к нынешнему американскому президенту. По мнению республиканца, речи Обамы полны популистской риторики.

Претензии крупного бизнеса к Обаме, поясняет директор аналитического департамента ИК «Вектор секьюритиз» Александра Лозовая, связаны с двумя направлениями в его политике: повышением соцзащиты населения через реформу системы здравоохранения и увеличением финансовой стабильности бюджета путем введения налога на богатых. Но следует заметить, что Обама действует в условиях посткризисного восстановления экономики, а в такие периоды вмешательство государства в экономику возрастает.

Ромни отметил, что экономическое вмешательство Обамы больно ударило по малому бизнесу США: «Новые стартапы – и это нормально, мы получаем рост числа рабочих мест после спада, но их количество упало до самого низкого уровня за 30 лет». Да, корпоративные прибыли выросли в 2011 году, достигнув рекордных 1,5 трлн долларов. В этой связи крупные компании делают больше денег экономике в виде налогов, чем когда-либо прежде. Это неудобный факт для атаки Ромни на Обаму. Также республиканец заявил, что поддержка предприятий должна осуществляться «регулирующими органами, это их работа» – «поощрение предприятий и стимулирование создания новых рабочих мест. Вашингтон должен стать союзником бизнеса, а не оппозицией бизнеса». Но зачем регулятору быть «союзником бизнеса»? – задается вопросом и Washington Examiner. Почему бы просто не оставить бизнес в покое?

Вообще тема бизнес-сотрудничества с правительством является стандартной. Определение себя как ратующего за бизнес и Обаму как «президента антибизнес» дает Ромни возможности для собственного предвыборного популизма. Обама, в свою очередь, может указать на большое количество субсидий, которые «способствуют созданию новых рабочих мест», на большое количество успешных бизнес-проектов, которым он помог при помощи защитного регулирования. То есть вопрос об «антибизнесе» Обамы – очень спорный.

Критика кандидата в президенты в адрес действующего главы государства не кажется чем-то удивительным. Вообще, отмечает эксперт «БКС Экспресс» Богдан Зыков, в последнее время складывается впечатление, что Ромни любит (и умеет) делать смелые, резонансные заявления. Действительно, не все инициативы Обамы пользуются популярностью у американских бизнесменов. С другой стороны, действия Обамы очень прагматичны и направлены на общее укрепление национальной экономики. К примеру, бизнес отнюдь не рукоплескал воззванию президента создавать больше рабочих мест на территории США, однако статистика показывает, что ситуация на рынке труда США улучшается, в конце марта число заявок на пособия по безработице упало до самого низкого уровня с 2008 года. Кредиты становятся доступнее. На эти и другие позитивные изменения в экономике закономерным ростом реагирует и фондовый рынок, что в свою очередь благоприятно для корпоративного сектора.

«Политика Обамы имеет положительные результаты, – уверен и аналитик „Инвесткафе” Илья Раченков. – Другое дело: возможно ли было достичь лучших результатов при другом подходе. США явно нуждается в резком уменьшении бюджетных расходов (которое позволит не повышать либо снизить налоги), однако лучший для этого кандидат – расходы на оборону, на сокращение которых едва ли пойдут кандидаты от Республиканской партии. Ромни может предложить действенную систему медицинского страхования, примененную им в штате Массачусетс, которым он руководит как губернатор. И все же это лишь половина необходимых мер».

Надо понимать, что 99% говоримого сейчас – это предвыборная борьба, в которой обычным делом является передергивание фактов и привлечение внимания только к одной, выгодной говорящему, стороне вопроса, подводит итог начальник отдела управления инвестициями и аналитической поддержки ИФК «Солид» Михаил Королюк. Все это понимают, так что ничего сверхъестественного не происходит и не произойдет.

Если же смотреть в сухой остаток вопроса, то демократы по сравнению с республиканцами  традиционно выступают за более высокие налоги и больший уровень социального страхования. В связи с этим Обама – да, чуть менее «дружелюбен» к бизнесу и чуть более – к широким массам.