Бизнес для мамы

Анастасия Якорева
6 апреля 2012, 20:01
Иллюстрация: Эксперт Online
Зарина Ивантер

Детский клуб «Классики» на 1 этаже жилого дома Ивантер открыла в кризисном 2008 году. Открытию предшествовали 1,5 года подготовки, изучения законодательства и развивающих методик.

«Когда мы начинали работать в 2008 году, ситуация общем и целом выглядела так: для детей были государственные детские сады, классические муниципальные «кружки» в домах творчества для детей лет с четырех и появлялись частные детские сады», — рассказывает Зарина Ивантер. Тогда начали появляться первые частные детские центры и осваивать пустующую нишу занятий для детей додетсадовского возраста (с 1 года) и кружков для детей постарше в шаговой доступности от дома. В этой же нише начал работать и клуб «Классики», в котором сначала была только одна группа по комплексному развитию. «Когда я открывала свой центр, мы вышли на безубыточность в первый же месяц работы, а затраты до этого момента составили чуть больше пятисот тысяч рублей, — рассказывает Ивантер. — Это хороший результат. Во-первых, нам повезло с арендой и арендодателем, который за свой счет сделал ремонт под детский клуб и начал брать плату только с середины сентября. Во-вторых, к началу работы мы купили только мебель и учебные материалы, а уже потом прибыль тратили на дальнейшую «фаршировку» центра: видеонаблюдение, видеодомофон, интерактивную доску, световую вывеску, баннеры и т.д. В-третьих, я работала сама, была администратором и вела занятия по английскому языку, таким образом, экономя на зарплате».

Сейчас, по словам Ивантер, затраты на открытие детского центра в Москве в наиболее «ходовом» формате — 80-100 кв. метров, в новом микрорайоне, на первом этаже жилого дома, в арендованном помещении — составят 1-1,5 миллиона рублей (до выхода на безубыточность).

«В среднем я считаю разумным рассчитывать на выход на безубыточность через полгода после начала работы, — уточняет Ивантер. — Если клуб начал работать в начале учебного года — то в феврале, если старт был в январе — то в сентябре, а если в другие месяцы, то выход на безубыточность будет позже».

Один из главных моментов в работе клуба — это грамотно составленное расписание.

«Утром мы работаем для тех детей, которые в сад еще не ходят, — рассказывает Ивантер. — Это дети от 10 месяцев до 3 лет. Детские сады берут детей в основном с 3 лет, с 2 лет — в ясли. Но уже с 1 года родителям хочется куда-то сходить с детьми, подготовить их к детскому саду, социализировать. Вторая категория детей — это те, кто приходит после детского сада. В детсадовской группе, где 20-30 человек, ребенку сложнее заниматься творчеством, рисовать, лепить. Поэтому родители часто выбирают в качестве альтернативы детский клуб, где есть английский язык, танцы, музыка, рисование, детская йога, комплексное развитие, подготовка к школе. К третьей категории можно отнести тех, кто ходит к нам вместо детского сада — то есть, в детсад они не попали или не пошли, или часто там болеют, или просто плачут. Четвертая группа — младшие школьники. Для них хорошее время — середина дня. Они ходят на детскую йогу, рисование, ангийский».

Самая большая группа — первая, потому что, начиная с 3 лет, у родителей есть уже выбор — отдать ребенка в садик, спортсекцию или дом творчества. Дальнейшее развитие клуба может идти по пути расширения групп по возрасту и расширения спектра услуг для каждого возраста.

Услуги центра относятся к среднему ценовому уровню: абонемент по английскому языку на месяц (8 занятий) стоит 6400 рублей, по остальным направлениям — 5500 рублей (2 раза в неделю) или 2950 рублей (1 раз в неделю). Отметить день рождения стоит 8000 рублей.

«Если не брать 2008 год — тогда мы работали только 4 месяца, то в 2010 году выручка выросла на 20%, в 2011 — на 68%», — приводит цифры Ивантер.

Самое тяжелое время для клуба — это летние месяцы.

«Надо изначально рассчитывать на то, что доходы за 9 месяцев должны покрыть расходы за 12 месяцев, — говорит Ивантер. — Выходом для летнего времени, кстати, могут стать короткие развлекательные курсы, например, детская кулинария на 3-4 занятия».

Однако даже при существующих сложностях, количество детских досуговых учреждений растет довольно большими темпами, а значит, растет и конкуренция. «Когда три года назад я открывала свой Детский Клуб, ничего подобного не было как минимум в радиусе трех километров, — отмечает Ивантер. — Сегодня большой и сильный конкурирующий Клуб сидит в одном доме с нами (наши двери находятся в нескольких метрах друг от друга). В зоне шаговой доступности — огромный трехэтажный детский центр «Ого-Город» с огромным количеством развивающих секций, магазином игрушек и детским рестораном. Его собственник — компания федерального масштаба, владелец брендов детской одежды «Мир Детства» и «Этти-Детти». За 10 минут от нас можно дойти до центра сети «Я сам» — одного из пионеров этого рынка с огромным опытом работы. Еще несколько клубов находятся на соседних улицах, причем два из них — полугосударственные. Что это значит? Что они сидят в совершенно роскошных по расположению и размеру помещениях, платят копейки за аренду (а может, и вообще не платят), а цены за занятия назначают вполне рыночные».

Но конкуренция, по мнению Ивантер, только разогревает рынок. «Доказанный факт — если в проходном месте стоят рядом две хорошие кофейни, посещаемость в каждой их них будет выше, чем если бы она стояла одна, — уверена она. — То есть, каждой из кофеен выгодно наличие конкурента рядом. Почему так происходит? Наверное, потому, что вместе они привлекают больше внимания, растет интерес к этой теме. Сейчас конкуренция — это позитивный факт для самих Клубов. Да, где-то сложнее становится бороться за свою долю пирога. Но зато из-за конкуренции разогревается рынок, и сам пирог становится больше и больше».