Дешевят на мостах

Александр Попов
15 мая 2012, 15:29
Фото: sibmost.ru
Новосибирский «Сибмост» и омский «Мостовик» удивили конкурентов

В конкурсе на строительство четвертого автомобильного моста через Енисей в черте Красноярска может победить новосибирское ОАО «Сибмост». Компания предложила выполнить работы на 2 млрд рублей дешевле конкурентов (всего за 12 млрд рублей при начальной стоимости лота 14,1 млрд). Хотя официальные итоги конкурса еще не подведены, сам факт столь существенного демпинга со стороны иногороднего мостостроителя стал для местных претендентов на победу настоящим шоком.

О том, что «Сибмост», выступающий основным исполнителем работ по строительству третьего (Оловозаводского) моста в Новосибирске, предложил построить четвертый мост в Красноярске за 12 млрд рублей, стало известно в конце прошлой недели, когда краевое агентство госзаказа вскрыло конверты участников конкурса. В торгах участвовали три компании: «Сибмост» и местные ООО УСК «Сибиряк» и ООО «Трансмост» (последнее входит в крупную группу «Илан»). Последние двое предложили построить мост за 13,8 млрд и 13,7 млрд рублей соответственно (при этом все подписались под довольно сжатыми сроками строительства — 40 месяцев, хотя в госконтракте, исполнение которого должно начаться уже в текущем году, указан срок 57 месяцев). Но новосибирская компания при этом предложила и самую низкую цену.

Стоит отметить, что речь в данном случае идет о первой очереди мостового сооружения. Его общая стоимость оценивается в 23 млрд рублей, запустить объект, соединяющий Свердловский и Октябрьский районы Красноярска (длина моста — 1,2 км), планируется уже в 2016 году. Финансировать стройку на паритетных началах будут федеральное и краевое правительства. В текущем году на объект запланировано 1,5 млрд рублей, пик финансирования намечен на 2015 год — 3,8 млрд рублей. Официальные итоги конкурса должны быть подведены до 18 мая. Стоит отметить, что торги уже переносились, причем по жалобам «Сибиряка». А губернатору Красноярского края Льву Кузнецову, ранее владевшему 51-процентной долей в капитале компании «Трансмост», даже пришлось продать свои акции, чтобы снять все вопросы о лоббировании интересов победителя.

Но никто не ожидал, что «Сибмост» спутает все карты, предложив столь низкую цену за лот. Очевидно, в компании рассчитывают прежде всего на имиджевый эффект, жертвуя прибылью ради получения столь крупного контракта. Хотя в последнее время новосибирская компания существенно наращивает собственные обороты, побеждая в тендерах по всей Сибири, гендиректор «Сибмоста» Владислав Кошкин еще год назад в интервью журналу «Эксперт-Сибирь» говорил, что проблем с исполнением контрактов не возникнет. «В структуре "Сибмоста" работают шесть региональных мостотрядов, и у каждого есть собственные производственные базы. Каждый филиал может в кратчайшие сроки построить внеклассный мост, от километра до двух. Соответственно, если собираются вместе два-три мостоотряда, нам доступны проекты любой сложности. Сейчас много говорят о том, справится ли "Сибмост" с проектом Оловозаводского моста в Новосибирске. Могу развеять сомнения: мы можем справиться одновременно со строительством пяти таких мостов. Для этого есть все ресурсы — производственная база, рабочие, инженерный состав, уникальная техника, которая предназначается именно для такого строительства. И в каждом регионе, где мы присутствуем, мы знаем о планируемых проектах, поэтому вопрос не в возможностях, а в ресурсах, имеющихся у региона для строительства», — говорил Кошкин.

В это же время омский «Мостовик», в 2009 году бившийся с «Сибмостом» за строительство того самого Оловозаводского моста, также сделал финт, обойдя конкурентов в аукционе на предпроектное обоснование инвестиций в строительство четвертого автомобильного моста в столице Сибири. Стартовая стоимость лота составляла 1,97 млн рублей, однако «Мостовик» предложил выполнить работы всего за 57,5 тыс. рублей. Столь жесткое снижение цены специалисты объяснили стремлением получить карт-бланш на победу в будущих аукционах уже на строительство моста. Документацию «Мостовику» предстоит подготовить уже к 14 декабря 2012 года: очевидно, эта работа, учитывая цену победы, будет сделана фактически на средства самой компании.

Четвертый мост, о котором в городе пока только мечтают (третий мост строится на бюджетные кредиты от Минфина и средства областного и городского бюджетов), должен будет соединить площадь Энергетиков и площадь Труда на левом берегу Новосибирска со створом улицы Ипподромская на правом берегу. Вместе с мостом будут строиться две крупные многоуровневые развязки. О стоимости этого объекта пока можно говорить лишь оценочно, но он явно выйдет дороже третьего моста («Сибмост» в 2009 году обязался построить его за 14,8 млрд рублей, «Мостовик» тогда предлагал 16 млрд). Учитывая, что в транспортную инфраструктуру регионов Сибири в ближайшие годы будут вкладываться немалые деньги, проект четвертого моста теперь не выглядит маниловщиной. Но, понятное дело, для начала мэрии Новосибирска нужна проектная документация — без нее на федеральное финансирование претендовать не получится. «В ходе предпроектной подготовки они соберут большой объем информации, которая даст определенное преимущество при проведении следующих, куда более денежных аукционов — по подготовке технико-экономического обоснования будущего проекта, непосредственному проектированию и генподряду на строительство мостового перехода», — объяснил в интервью «Коммерсанту» итоги аукциона начальник отдела инженерных сооружений «Новосибирскгражданпроекта» Алексей Хованов