«Титаник» больше не пойдет на дно

Москва, 03.05.2012

Фото: AP

Китайско-австралийский «Титаник»

Аккурат к окончанию празднования столетия самой страшной морской катастрофы в истории человечества – гибели «Титаника» – австралийский миллиардер Клайв Палмер объявил о намерении воссоздать самый известный трансатлантический лайнер всех времен. Работы по строительству нового «Титаника», который будет как две капли воды похож на старый, но, естественно, начинен самым современным оборудованием и технологиями, должны начаться в конце следующего года на китайской верфи CSC Jinling Shipyard. На воду его, если все пойдет по плану, спустят в конце 2016 года. Свой первый рейс он совершит из Лондона в Нью-Йорк.

«Он будет таким же роскошным, как оригинальный „Титаник”, – говорится в заявлении Клайва Палмера, – но, естественно, это будет собрание самых современных технологий XXI века, самых последних достижений в навигации и системах безопасности».

Говоря о «Титанике», будь то старый или тем более новый корабль, обязательно упоминают безопасность. Многие советуют Клайву Палмеру, миллиардеру из Квинсленда, сделавшему состояние на добыче полезных ископаемых, отказаться от затеи построить еще один «Титаник», потому что он может повторить трагическую судьбу своего тезки. Австралиец только улыбается и пожимает плечами. В суеверия и злую судьбу он не верит. Вдобавок к новейшим технологиям и системам безопасности он с помощниками тщательно изучил все версии гибели первого «Титаника» и уверен, что извлек из них уроки и что ни одна ошибка столетней давности не будет повторена.

Неужели во всем виноват… Черчилль?

Клайв Палмер, например, намерен уделить повышенное внимание контролю за строительством корабля. В отличие от сэра Уинстона Черчилля, который по долгу службы должен был следить за строительством старого «Титаника».

Перед столетним юбилеем гибели «Титаника» обширная коллекция версий пополнилась еще несколькими. Например, известный американский репортер Роберт Стрейнж, большой специалист по журналистским расследованиям, утверждает в книге «Кто потопил „Титаник”? Окончательный приговор», что в гибели «Титаника» виноват… Уинстон Черчилль. Не прямо, конечно, а косвенно.

За четыре года до трагедии в Атлантике, произошедшей 15 апреля 1912 года, 33-летний Черчилль получил первый крупный пост в правительстве – он возглавил министерство торговли, которое отвечало за флот. И, естественно, должно было следить за постройкой крупнейшего корабля того времени.

Черчилль, однако, утверждает Стрейнж, отнесся к исполнению своих обязанностей халатно. У него тогда нашлись более важные дела – амбиции, уязвленная гордость, финансовые проблемы и ухаживание за будущей женой Клементиной.

Будущий премьер не реагировал на неоднократно поступавшие к нему докладные записки о том, что нормы и правила безопасности на море, в частности в отношении спасательных средств, устарели и нуждаются в изменениях. В результате такого благодушия шлюпок на «Титанике» оказалось ровным счетом столько, сколько должно было быть по нормам, но мест в них хватило лишь каждому третьему пассажиру.

Непосредственный контроль со стороны министерства за строительством «Титаника» по распоряжению Черчилля осуществлял Френсис Каррутерс, малоопытный инженер, что, конечно же, тоже было ошибкой сэра Уинстона.

Когда «Титаник» спустили на воду, Уинстон Черчилль уже перешел в министерство внутренних дел и благодаря этому избежал внимания комиссии, проводившей расследование причин трагедии.

Некачественные материалы

Если бы Уинстон Черчилль ответственнее отнесся к своим обязанностям и поручил надзор над строительством «Титаника» более опытному инженеру, то, не исключено, удалось бы избежать главной, по мнению большинства ученых и специалистов, причины трагедии – использования при строительстве корабля некачественных материалов. В частности, стальных листов, из которых был изготовлен корпус, и крепивших их заклепок.

Американские исследователи Тим Фек и Дженнифер Хупер Маккарти утверждают в книге «Настоящая причина гибели „Титаника”», что в спешке, вызванной желанием администрации пароходства White Star опередить конкурентов из Cunard, часть материалов, применявшихся при строительстве «Титаника» на верфи в Белфасте, оказалась недостаточно высокого качества, а часть из 3 млн заклепок в довершение ко всему еще и была расставлена с неравномерными интервалами, что тоже отрицательно сказалось на прочности корпуса. Они проверили 48 заклепок с «Титаника» и нашли в них очень много шлака, который делает железо хрупким.

Некоторые ученые считают, что именно некачественные материалы и ряд конструктивных просчетов обрекли «Титаник», трансатлантический лайнер водоизмещением 46 тыс. тонн, считавшийся в начале прошлого века непотопляемым, на гибель и что он затонул бы и без встречи с айсбергом при первом же сильном шторме.

Очень обманчивая ночь

Чтобы не повторять ошибки первого «Титаника», перед выходом второго в плавание обязательно нужно будет тщательно изучить прогноз погоды и принять меры, чтобы избежать повторения миража, который, по мнению Тима Малтина, британского историка, написавшего о «Титанике» три книги, и стал причиной трагедии. В своей новой работе «Очень обманчивая ночь» он утверждает, что айсберг от вахтенных «Титаника» закрыло оптическое явление, называемое «фата-моргана». Мираж, очевидно, предстал перед ними в виде стены воды. Ее они могли в темноте и не заметить, но он вполне мог скрыть сам айсберг.

Причиной возникновения фата-морганы является тепловая инверсия, когда слои теплого воздуха накрывают воздух холодный. Свет отражается от холодной воды и преломляется в слое теплого воздуха, в результате чего и возникает мираж. Кстати, на находившемся поблизости от «Титаника» пароходе «Калифорниец» тоже заметили явления, похожие на фата-моргану.

Дональд Ольсон и Рассел Дошер, физики из Техасского университета, привлекли к решению загадки астрономию. Они обратили внимание на то, что за несколько месяцев до трагедии с «Титаником», а именно 4 января 1912 года, Луна, Земля и Солнце приняли такое положение относительно друг друга, что на нашей планете резко усилились приливы. Такое явление астрономы называют суперлуние. Оно не такая уж и большая редкость, но последний раз так близко друг от друга, как 4 января 1912 года, Земля и Луна находились 1400 лет назад.

Необычно сильные приливы, во-первых, вызвали усиленное образование айсбергов в Гренландии; а во-вторых, позволили сняться с мелей айсбергам, застрявшим между Лабрадором и Ньюфаундлендом.

Капитан выпил лишнего?

Конечно, кроме физических и технических причин Клайву Палмеру следует обратить внимание и на человеческий фактор, от которого в XXI веке никуда не деться так же, как в веке XX. Миражи миражами и айсберги айсбергами, но если бы «Титаник» не шел на такой высокой скорости в потенциально опасных водах и если бы он так же, как «Калифорниец», лег в ту ночь в дрейф, то трагедии бы удалось избежать.

К человеческому фактору можно отнести и теорию о том, что моряки, которые несли вахту в ту роковую ночь, не имели… биноклей, из-за чего они увидели айсберг в последний момент, когда уклониться от столкновения было уже невозможно.

Или еще одна не менее удивительная теория, которая основывается на ранее неизвестном письме Эмили Ричардс, одной из выживших пассажирок, и которая гласит, что 62-летний капитан Эдвард Смит в тот вечер был… пьян.

Письмо миссис Ричардс, проданное на аукционе 31 марта этого года, показывает капитана Смита не с самой лучшей стороны. Между тем его главным образом за то, что он предпочел спасению смерть на дне Атлантического океана и спас сотни женщин и детей, считают героем, а в его родном городе Личфилде ему даже воздвигли статую.

Не стоит владельцам нового «Титаника» забывать и о криминальной версии, а именно совсем фантастической, но вполне имеющей право на существование теории о том, что сто лет назад в результате гигантской аферы со страховкой затонул не «Титаник», а его корабль-близнец «Олимпик», описанный Робином Гардинером в книге «Корабль, который не затонул».

«Олимпик» за полгода до трагедии столкнулся с военным кораблем и получил серьезные повреждения. Для того чтобы получить страховку, предполагает Гардинер, правление White Star и решило затопить «Олимпик», ремонт которого стоил очень дорого, под видом «Титаника». Настоящий же «Титаник», став «Олимпиком», проплавал еще 23 года.

Капитан Смит, даже, если он был в ночь гибели «Титаника» навеселе, спас сотни женщин и детей.

Исследование 18 крушений кораблей за последние 300 лет принесло удивительные результаты: женщин в них выжило вдвое меньше, чем мужчин – 17,8% и 34,5% соответственно. Капитан и члены команды имеют на 20% больше шансов выжить, чем пассажиры. Законы рыцарства в такие минуты отступают на второй план

При крушении «Титаника» мужчины позволили женщинам и детям сесть в шлюпки первыми. Однако исследование Микаэла Элиндера и Оскара Эриксона, шведских ученых из университета Уппсалы, показывает, что такая галантность является мифом и встречается крайне редко. Мало того, рыцарство мужчин на «Титанике» объясняется тем, что капитан Смит пригрозил застрелить любого, кто попробует опередить женщин и детей. Поэтому на «Титанике» спаслись 73,3% женщин, 50,4% детей и только 20,7% мужчин. В подавляющем же большинстве других крушений картина противоположная.

Спасать первыми женщин решили капитаны лишь 5 из 18 судов, катастрофы которых были проанализированы шведскими учеными. В них погибли в общей сложности 15 тыс. человек. Спаслись удалось 17,8% женщин и 34,5% мужчин. Причем, в трех крушениях погибли все представительницы слабого пола.

Элиндер и Эриксон также утверждают, что капитаны и члены экипажей терпящих бедствие судов имеют на 18,7% больше шансов остаться в живых, чем пассажиры. За примерами ходить далеко не нужно. Франческо Шеттино, капитан севшего в этом году на мель круизного лайнера «Коста конкордия», покинул свой корабль не последним, а первым.

У партнеров




    О подходах к цифровой трансформации металлургических предприятий

    Курс на цифровизацию металлургических предприятий сохранится и в 2020 году. Такие лидеры отрасли, как «Норникель», «ММК», «НЛМК», «Северсталь», «Евраз» уже начали реализовывать инвестиционную программу и делать конкретные шаги к цифровому будущему

    «Норникель»: впереди десять лет экологической ответственности

    Компания впервые представила беспрецедентную стратегию на десять лет, уделив в ней особое внимание экологии и устойчивому развитию

    Мы хотим быть доступными для наших покупателей

    «Камский кабель» запустил франшизу розничных магазинов кабельно-проводниковой и электротехнической продукции

    «Ни один банк не знает лучше нас, как работать с АПК»

    «На текущий момент АПК демонстрирует рентабельность по EBITDA двадцать процентов и выше — например, производство мяса бройлеров дает двадцать процентов, а в растениеводстве и свиноводстве производители получают около тридцати процентов», — говорит первый заместитель председателя правления Россельхозбанка (РСХБ) Ирина Жачкина
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Может статься, России не нужен газовый контракт с Украиной
      В прогнозе о заключении соглашения с Украиной премьер-министр Дмитрий Медведев сослался на Ильфа и Петрова
    2. Курс евро сильно удивит
      Единая европейская валюта может удивить высокими темпами восстановления в следующем году.
    3. Газовый смарт-грид
    Реклама