Цирюльник продолжает стричь

30 мая 2012, 12:30

Как вы относитесь к новой инициативе Никиты Михалкова – введению дополнительного налога для всех российских сайтов, размещающих музыку? Можете ли прогнозировать следующий шаг главы российского союза правообладателей?

  • Дмитрий Сатин
    Дмитрий Сатин UsabilityLab, руководитель
    Тема авторских прав — не самая понятная для меня, поэтому пришлось поломать голову над этим вопросом. И в своих размышлениях я дошел до неожиданных для себя выводов.

    Если инициатива реализуется в таком виде, то она укрепит распространение высокорейтинговой безвкусицы, и осложнит молодым, еще не популярным авторам выход к своему слушателю.

    Поясню логику. Если сайты обязаны отдавать фиксированные роялти за размещаемую у себя музыку, то редакция будет заинтересована в том, чтобы получать гарантированный эффект (внимание и признание публики). Добиться этого можно, если начать жестко фильтровать музыку, распространяя только хиты. А что у нас является хитами? Посмотрим на российское телевидение. Там, увы, царит безвкусица.

    Почему так? Нежели дело в хавающем пипле? Нет, я верю в разнообразие вкусов, но там, где вкусы разных сегментов пересекаются, возникает статистика и рейтинги. И получается странный эффект — единообразное (однородное) меньшинство навязывает свои предпочтения разнообразному (разношерстному) большинству.

    Что в такой ситуации делать молодым авторам? Им придется покупать «место на полках», потому что с ними невыгодно работать. Грустно и безысходно. Но примеры-то у нас уже есть — это ассортимент сетевых магазинов. Там царит «стандартный» ширпотреб.

    Остаётся задуматься, кто без проблем окажется на полке? Сам Михалков?
  • Роман Клевцов
    Роман Клевцов Оптимизм.ру, владелец
    О, это прямо мечта бездельника: ничего не делать и получать деньги. Я ― за то, чтобы каждому правообладателю перечислялась честная копейка от воспроизведения и тиражирования результата его труда. Но я категорически против, чтобы на чужом таланте наживалась третья сторона.

    Насколько я помню, издательство «Коммерсантъ» однажды выяснило, что Российское авторское общество удерживает для собственных административных нужд, за вычетом налогов, почти 1/3 всех денежных поступлений. Если в 2009 году ими было получено 2,7 миллиарда рублей ― можно себе представить, какую сумму будут переплачивать пользователи.

    Если развивать ситуацию дальше, мы дойдём до абсурда. Грядущий апокалипсис недавно описал известный блогер. Например, чужую музыку можно сыграть на музыкальных инструментах. Поэтому должны платить производители инструментов и музыканты. Необходимо ввести налог на голосовые аппараты каждого гражданина России ― ведь музыку можно свистеть и петь.

    Поскольку музыку можно записывать с помощью нот, то нужно брать деньги и с производителей канцелярских товаров. Должны платить преподаватели музыкальных школ, как воспитатели потенциальных нарушителей прав.

    Металлурги тоже должны платить отчисления, поскольку они делают металл для проводов, нефтяники ― потому что из нефти делают пластик для изготовления CD- и DVD-дисков, и т. д. и т. п.

    На мой взгляд, лучше бы делали хорошие фильмы и музыку. Если сравнить бюджеты российских фильмов последних лет и их кассовые сборы, то причины такой политики становятся понятны.
  • Константин Анохин
    Константин Анохин NGENIX, топ-менеджер
    Я частично связан с ресторанным бизнесом, и, если кто не знает, то каждое заведение в нашей стране обязано оплачивать роялти за публичное воспроизведение музыкальных произведений известных исполнителей. Получает ли The Rolling Stones или Justin Bieber эти отчисления, сказать затрудняюсь.

    Пиратство — это плохо. Можно сколько угодно говорить о том, что авторы и исполнители зарабатывают большие деньги, а я хочу слушать любимую музыку и смотреть фильмы, но согласитесь, они создатели контента и имеют право в полной мере реализовать свои права. Я считаю, что нужно уважать труд других людей.

    Пиратство убивает цифровой рынок России. Наша компания предоставляет для российских контент-провайдеров профессиональные решения в области доставки цифрового контента. Это может быть музыка, фильмы, популярные спортивные интернет-трансляции, программное обеспечение или игры, любой цифровой контент, который многие из вас каждый день получают через свой любимый веб-сайт или, например, в iPhone-приложении.

    Мы всячески поддерживаем медиакомпании в стремлении предоставить конечному пользователю легальный контент с высоким качеством сервиса. Каждый такой бизнес вложил немалые деньги в создание контента или возможность его распространения в сети.

    Другие же компании, которые воспользовались им нелегально в коммерческих целях, нарушают цепочку создания стоимости контента и разрушают экосистему цифровой дистрибуции и, следовательно, мешают развитию передовых технологий и сервисов, которыми мы все с вами так хотим гордиться на мировых рынках.

    В итоге огромное распространение и потребление нелегального контента в Рунете порождает вот такие вот инициативы, основная цель которых, как я понимаю, борьба с пиратством.