Политическая дистилляция

Ольга Доронина
1 июня 2012, 17:48
Иллюстрация: Эксперт Online
Теперь губернаторам предстоит пройти огонь, воду и медные трубы

Первый день лета 2012 ознаменовался важным законодательным новшеством — с сегодняшнего дня в России вступил в силу закон о губернаторских выборах. То ли случайно, то ли нарочно, но в любом случае ошибочно, его называют законом о прямых выборах глав регионов. Это, мягко говоря, лукавство: осенью граждане получат надежно отфильтрованных кандидатов. Возможно, через фильтры и пробьются самовыдвиженцы, но шанс минимален.

Граждане утратили возможность ставить галочки напротив фамилий предполагаемых глав регионов восемь лет назад. Решение перейти на систему утверждения губернаторского корпуса тогда объясняли борьбой с коррупцией и региональными кланами, когда к власти через выборы мог прийти нужный местным силам кандидат с большим рекламным бюджетом и влиянием на административный ресурс. Избранные губернаторы скопом обращались к президенту, который теперь единолично решал их судьбу, с просьбой «об оказании доверия».

Затем закон снова поменяли. Кандидатуры губернаторов для утверждения президентом теперь получила возможность вносить партия, победившая на выборах. Это всегда была «Единая Россия», иногда добавлявшая в списки кандидатов беспартийных. Историческое внесение представителя другой партии состоялось в апреле, когда в число кандидатов попал либерал-демократ Алексей Островский. Оно было первым и последним при уже ушедшей в прошлое системе назначения из числа представителей партии-победителя.

Президентскую инициативу вернуть гражданам возможность выбирать глав регионов эксперты уверенно связывали с ростом уличных протестных настроений. Поэтому и закон пришел в Думу сырым — реагировать на «мы ждем перемен» нужно было оперативно. Потому и появились в нем фильтры — партийный (выдвижение осуществляют партии из числа партийных и беспартийных), президентский (глава государства по своей инициативе сможет проводить консультации с кандидатами, а потом сообщать народу о своих впечатлениях), муниципальный (для участия в выборах кандидата должны поддержать от 5% до 10% депутатов представительных органов муниципалитетов или 3/4 избранных глав муниципальных образований этого региона). Возможность самовыдвинуться вроде бы тоже предусмотрена, но таким смельчакам прийдется собрать в свою поддержку 0,5-2% подписей от числа жителей региона. Так что на выходе в бюллетень попадут не просто тщательно отфильтрованные, а откровенно дистиллированные люди. 

Новую процедуру опробуют в октябре текущего года там, где полномочия главы истекают с 1 июня по 31 декабря. Таких субъектов четыре — Новгородская, Брянская, Белгородская, Амурская области. Могло быть и больше, но пока закон шел через парламент, публиковался и вступал в силу, случился новый «губернаторский падеж». На освободившиеся двадцать мест по старым нормам были оперативно проведены назначения.

Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов разъясняет особенности предстоящих нововведений. В первую очередь, все будет зависеть от того, есть ли на региональном уровне раскол политических элит. Интересней всего получается на конкретных примерах: если в Амурской и Белгородской ситуация управляемая, то в Новгородской и Брянской областях наблюдается напряжение внутри самой «Единой России». Если договориться представителям разных сил не удастся, то это может привести ко второму туру выборов. «Тогда риск для власти повышается — силы могут сплотиться вокруг изначально технического кандидата», — сказал политолог «Эксперту Online».

«Да какие это выборы, одно очковтирательство», — вздыхает глава юрслужбы КПРФ, депутат ГД Вадим Соловьев. Установленный муниципальный барьер в беседе с «Экспертом Online» он называет «железобетонным»: «На выборы не пустят наиболее сильных оппозиционных политиков. Партия власти выставит одного своего известного кандидата и пару спойлеров, и все проголосуют за того, кого знают». В Компартии подсчитали: даже им до прохождения муниципального фильтра в регионах не хватает до 80% голосов. «И даже если мы объединимся с другими партиями, чтобы поддержать единого кандидата, мы этот фильтр не обойдем», — сожалеет Соловьев.

В «Единой России» же находят сплошные плюсы. «Новый закон и новые правила избрания руководителей субъектов серьезно повышают эффективность власти на местах», — объясняет зампред думского комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Ольга Баталина. По мнению представительницы ЕР, теперь все партии обратят внимание на муниципальный уровень: «Повышение внимания к муниципальным выборам приведет не только к росту политической конкуренции, но и к более пристальному вниманию к проблемам, с которыми сегодня сталкиваются органы местного самоуправления», — отметила она.