Чувство бизнеса

Анна Королева
корреспондент Expert.ru
15 июня 2012, 13:46

Пока Испания просит Европу о финансовой помощи, Амансио Ортега, испанец, который основал розничную компанию Inditex SA, стал самым богатым человеком в регионе. Состояние магната выросло с 3,8 млрд до 39,5 млрд долларов по состоянию на 13 июня в соответствии с индексом миллиардеров, составляемым агентством Bloomberg. Таким образом, владелец сети одежды Zara обогнал по уровню состояния шведского миллиардера Ингвара Кампрада, состояние которого, по оценкам, достигает 37,2 млрд долларов, а также француза Бернара Арно, который завершил 13 июня с состоянием в размере 22,7 млрд долларов.

Иллюстрация: Эксперт Online
Владелец сети одежды Zara испанец Амансио Ортега стал самым богатым человеком в Европе

Амансио Ортега является четвертым по величине состояния человеком на Земле. Богаче него в мире лишь мексиканский телекоммуникационный магнат Карлос Слим, соучредитель Microsoft Corp. Билл Гейтс и владелец Berkshire Hathaway Inc Уоррен Баффет. После публичного размещения акций Inditex в 2001 году Ортега получил 2,3 млрд евро в виде дивидендов. Он вложил много средств в коммерческую недвижимость, воспользовавшись снижением цен, которое началось в стране в 2007 году.

Успешна его деятельность и на рынке ритейла. Чистая прибыль Inditex, крупнейшей розничной сети по торговле одеждой в мире, выросла до 432 млн евро (543 млн долларов) в первом квартале текущего года, сообщила компания вчера. Объем продаж в магазинах, которые включают Zara, Pull & Bear и Massimo Dutti, достиг в отчетный период 3,42 млрд евро.

Богатство Амансио Ортеги выросло, даже несмотря на финансовый кризис в Испании, где безработица колеблется выше 20%, а страна вынуждена просить у Европы кредит на 125 млрд евро. Одной из причин успеха испанца Bloomberg называет сокращение зависимости ритейлера от работы на родине и увеличение количества магазинов на развивающихся рынках. Именно благодаря такой политике прибыль Inditex показала 30% прироста в первом квартале. Около 22% продаж компании будет связано с ее деятельностью в Испании в этом году по сравнению с 45% на развивающихся рынках, по прогнозам Анны Критчлоу, аналитика Societe Generale SA. Большая часть магазинов компании на сегодняшний день – более 4300 – находятся в Европе, почти 900 – в Азии и около 400 в Америке. Inditex заявила, что планирует запустить онлайн-продажи одежды в Китае в сентябре.

Решение развиваться не в кризисной Европе, по-видимому, очень грамотное. Как указывает аналитик ИА «РИА Мода» Александр Кузнецов, розничные продажи одежды и обуви в странах Евросоюза снижаются уже в течение одного года. Если со второй половины 2009 года по середину 2011 года продажи шли в гору, то уже с середины прошлого года европейский розничный рынок одежды и обуви погрузился в стагнацию. За январь–апрель 2012 года продажи в реальном выражении снизились на 2% по сравнению с уровнем прошлого года. Так, крупнейший рынок Европы – Германии снизился за этот период на 3%, Соединенного Королевства – на 2%. Практически не изменились продажи в Италии и Франции. Продажи в странах, которые в наибольшей степени затронул кризис, уменьшились очень существенно. Так, в Испании они упали на 10%, Португалии – на 5%. В Греции розничные продажи одежды и обуви за январь–март уменьшились на 19%, в Болгарии за январь–апрель – на 22%, в Румынии – на 16%.

Но не только «уход» из кризисной Европы стал причиной успеха Ортеги. «На самом деле это не имеет значения, испанец он или нет», – заявил Христодул Чавиарис, аналитик Barclays Plc в Лондоне. Компания, как и многие другие, «выходит за рамки испанских границ в любом случае, и на самом деле она много зарабатывает на массовых покупках одежды китайских потребителей. Она выглядит защищенной от любого кризиса».

Да и европейский кризис вряд ли прошел мимо Ортеги – именно в связи с неблагоприятными явлениями в экономике, как это ни парадоксально звучит, Inditex стал одной из самых успешных компаний в сфере одежного ритейла. По словам замдиректора аналитического департамента Московского фондового центра Елены Чернолецкой, владелец Zara наверняка ощутил основные тенденции кризиса – необходимость снижения расходов со стороны потребителя. В последние годы сильно изменилась психология покупателя: идея приобретения дорогих вещей в кредит или просто в расчете на будущие доходы себя исчерпала. Сейчас тенденция к экономии затронула не только товары длительного пользования, но и стандартную потребительскую корзину, включая повседневную одежду.

Ортега же, в отличие от многих конкурентов, смог ответить на новые запросы, предоставляя товары массового спроса хорошего качества с минимальной стоимостью. При этом компании удалось избежать основных расходов, с которыми сталкивались конкуренты: значительных затрат на рекламу, редкой смены коллекций, длительного периода ожидания между запуском модели и поступлением в продажу. Последнее снижает расходы на разработку и уменьшает риски возникновения нераспроданных остатков. Кроме того, здесь ритейлеры ориентируются изначально на широкий круг потребителей, фактически заполняя собой ниши, освобождающиеся в период кризиса.

Действительно грамотный маркетинг, умение сокращать расходы и консолидировать бизнес в непростое для ритейла время, развитие сетей и чувство бизнеса – именно это помогло Ортеге достичь подобных результатов, уверен аналитик МФХ FIBO Group Анатолий Воронин. Ни для кого не секрет, что сейчас для сектора моды настали очередные сложные времена, когда люди не спешат покупать одежду и аксессуары, не видя экономического горизонта и не будучи уверенными в завтрашнем дне. В этом свете очень важно привлечь внимание не только ценами, но и качеством, и чувством стиля. Судя по всему, брендам этого владельца такое удается.