Города делят НДФЛ

Москва, 18.06.2012
15 июня в Ростове-на-Дону состоялось общее годовое собрание "Союза российских городов" (СРГ) – одной из старейших отечественных ассоциаций муниципальных образований. Ключевым пунктом повестки собрания стал вопрос о разграничении полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации и органами местного самоуправления.

Фото: Эксперт Online

Ровно год назад этот процесс инициировал экс-президент Дмитрий Медведев, заявивший в своем Бюджетном послании на 2012-2014 годы: «Требуется обеспечить эффективную децентрализацию полномочий между уровнями публичной власти в пользу субъектов Российской Федерации и местного самоуправления». После этого в российском правительстве были созданы две рабочие группы под руководством вице-премьеров Дмитрия Козака и Александра Хлопонина. А на уровне экспертного сообщества и общественных организаций развернулась дискуссия о принципах перераспределения полномочий и налоговых поступлений, которые могли бы устранить издержки сегодняшней системы межбюджетных отношений, ставящей муниципалитеты в позицию «бедных родственников». Соответствующие предложения от муниципальных образований взялся консолидировать СРГ, объединяющий 82 участника (46 из них приехали в Ростов-на-Дону). По словам присутствовавшей на собрании представительницы Министерства регионального развития РФ Ирины Козиной, «Союз российских городов» – одна из сильнейших отечественных организаций местного самоуправления, на предложения которой ведомство всегда опирается при принятии решений, касающихся муниципальных образований.

В пленарном докладе президента СРГ, мэра Ростова-на-Дону Михаила Чернышева была обозначена основная коллизия, сложившаяся в сфере разделения полномочий между тремя уровнями публичной власти. В результате постоянного расширения круга вопросов, передаваемых в ведение муниципалитетов, произошло значительное увеличение объема обязательств муниципальных образований, не обеспеченных соответствующими доходами. Чернышев констатировал, что ни один российский закон за последнее время не претерпел столько изменений, как ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который постоянно возлагает на муниципалитеты новые полномочия – причем без необходимой для их реализации финансовой поддержки. Ростовского мэра поддержал руководитель аппарата комитета Госдумы по вопросам местного самоуправления Игорь Бабичев: по его мнению, впору говорить о сложившемся тренде, когда государство передает свои функции муниципалитетам, «перекладывая гнев народа на местное самоуправление».

В итоге, сетовали мэры городов, муниципалитеты лишаются мотивации зарабатывать больше – ведь собранные на их территории налоги в основном уходят наверх. «Из собранных в прошлом году 16 млрд налогов в городе осталось 2,35 млрд, – привел пример нынешнего положения дел мэр Махачкалы Саид Амиров. – Деньги уходят, муниципалитету не остается возможностей развития. А потом говорят: куда смотрят местные власти? А куда они могут смотреть? На дыру в бюджете? Куда мы можем потратить то, что у нас остается? Разве что на ямочный ремонт. А дотации надо выбивать большим молотком».

В докладе Михаила Чернышева было сформировано четыре ключевых предложения СРГ по перераспределению полномочий между уровнями власти в пользу муниципалитетов. Прежде всего была отмечена необходимость четкого закрепления в ФЗ-131 перечня вопросов, которые следует исключить из ведения муниципальных органов власти. К ним относятся профилактика терроризма и экстремизма, вопросы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, координация действий аварийно-спасательных служб и др. Во-вторых, требуется законодательно ограничить количество полномочий, передаваемых муниципалитетам, руководствуясь принципом субсидиарности, зафиксированным Европейской хартией местного самоуправления. В-третьих, СРГ предлагает устранить те несоответствия между базовым и отраслевым законодательством, которые сегодня способствуют фактически неограниченной передаче государственных полномочий муниципалитетам. В-четвертых, нужно навести порядок в терминологии законов о местном самоуправлении.

Наиболее острой оказалась дискуссия вокруг выработки новых принципов распределения налоговых поступлений, в первую очередь НДФЛ – «красной тряпкой» для глав крупных и средних городов стало недавнее оживление дискуссии о порядке зачисления этого налога. В прошлом году курултай (парламент) Башкортостана внес в Госдуму предложение об уплате НДФЛ по месту жительства физлица, а не по месту его работы, как это происходит сегодня, мотивировав это тем, что, по данным администраций муниципальных образований республики, за пределами региона вахтовым методом работает более 100 тыс. жителей. В результате, как подсчитали башкирские парламентарии, местные бюджеты недополучают около 5,5 млрд рублей в год. Однако, по мнению глав крупных и средних российских городов, в основном и представленных в СРГ, такой порядок зачисления НДФЛ приведет к резкому снижению доходов большинства городских муниципалитетов, а как следствие – к росту социальной напряженности.

Вместо этого участники собрания предложили довести долю НДФЛ, получаемую муниципалитетами, до 50-60%. Хотя звучали и более радикальные предложения. Например, недавно избранный мэр Ярославля Евгений Урлашов заявил, что эта доля должна составлять не менее 80%. «Бюджет развития города не может составлять 3-4% и формироваться по остаточному принципу, – пояснил свою позицию Урлашов. – А сейчас у нас 95% расходной части – это защищенные статьи: зарплаты, электричество, уборка территории и т.д.».

Прозвучали и другие предложения по изменению нынешних принципов перераспределения налогов. По мнению эксперта «Союза российских городов» Андрея Максимова, логика российского налогового законодательства такова, что за муниципалитетом закреплены различные налоги на физлиц. Поэтому целесообразно передать на уровень местного самоуправления транспортный налог. Кроме того, логичным шагом был бы перевод на муниципальное администрирование всех налогов, связанных с упрощенными системами налогообложения, которые, как правило, выплачивает малый бизнес, зарегистрированный на территории муниципального образования.

Еще одним свежим предложением со стороны СРГ стала идея создания особых режимов перераспределения полномочий и налоговых поступлений для крупнейших городов, которые сегодня выполняют значительное число государственных функций. В результате в региональных центрах должны появиться те самые бюджеты развития, о необходимости которых говорил практически каждый из выступавших мэров. «В свое время ФЗ-131 был великим шагом: мы получили устойчивые бюджеты текущего содержания, которое надежно защищено, – считает мэр Новосибирска Владимир Городецкий. – Но дальше надо определяться с приоритетами развития, которое должно опираться на строгую концепцию, а ее нет. Поэтому сегодня недостает федерального закона о концепции развития местного самоуправления. Необходимо прийти к формированию бюджета развития муниципальных образований, иначе все развитие будет ограничено разовыми, бессистемными решениями».

Новости партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Доля сырья в российской экономике достигла абсолютного рекорда
      Впечатление, произведенное этим на Росстат, заставило его изменить методику
    2. Коронавирус: тревожная новость пришла из Китая
      Несколько дней назад появилась надежда на то, что коронавирус начал слабеть. Однако в конце недели в Китае произошел всплеск эпидемии.
    3. Коронавирус продолжает наступление на всех фронтах
      Эпидемия воздействует на все сферы жизнедеятельности людей, включая экономику.
    Реклама