Неявочным порядком

Александр Зимний
18 июня 2012, 12:38

Кандидат от «Единой России» (ЕР) Вячеслав Двораковский значительно опередил своих политических оппонентов по числу набранных голосов на досрочных выборах мэра Омска, прошедших в городе 17 июня. За него проголосовало более 77,8 тыс. омичей или 49,35% от числа тех избирателей, которые в столь жаркий воскресный день все-таки добрались до урн. Последнее замечание не случайно: явка на выборах мэра второго по числу жителей города за Уралом (более 1,1 млн человек, выше только в Новосибирске) составила чуть более 17% избирателей. Это антирекорд – неделю назад аналогичная кампания в Красноярске завершилась с явкой в 21%.

Фото: РИА Новости
Кандидат от «Единой России» Вячеслав Двораковский предсказуемо победил на выборах мэра Омска. Но при явке в 17%

По данным горизбиркома, главный конкурент Двораковского, бизнесмен и кандидат от КПРФ Виктор Жарков, получил всего 28,97% голосов. Еще меньше голосов набрала представительница «Справедливой России» Ирина Оверина – 6,4%. У «яблочника» Александра Короткова – 4,3% голосов, за самовыдвиженца Сергея Масленкова отдали свои голоса 3,82% избирателей. Другой независимый кандидат Игорь Антропов и представитель ЛДПР Ян Зелинский не смогли набрать и 3%.

Накануне выборов, по информации источника «Эксперта Оnline» в избирательном штабе Двораковского, в его команде были серьезные опасения по итогам голосования. Дело в том, что рекордно низкая явка, особенно после аналогичных выборов в Красноярске, состоявшихся 10 июня и тоже не слишком заинтересовавших горожан, была ожидаема. Как отмечала председатель горизбиркома Тамара Повелякина, летом омичи традиционно проводят выходные на дачах, за городом, а многие уже разъехались по отпускам. При этом, как считает руководитель компании «Гепицентр-2» Вадим Дрягин, низкая явка могла сыграть как раз против кандидата от партии власти, потому что у КПРФ электорат более дисциплинирован и приходит на выборы в «любую погоду». «Если посмотреть статистику, то видно, что за коммунистов всегда голосует примерно одно и то же число избирателей. Процент зависит от того, насколько единороссам удается мобилизовать электорат и привести их к избирательным урнам. Но на этот раз администрация области по понятным причинам не работала с электоратом, городская тоже», – отметил Дрягин.

Напомним, инаугурация нового губернатора Омской области Виктора Назарова состоялась 30 мая. Поэтому к выборам мэра он просто не успел сформировать кабинет министров, а потому ни одно из министерств не выделило своих сотрудников для работы на выборах, как это было прежде, при губернаторе Леониде Полежаеве. Поэтому тоговый успех Двораковского на выборах многие связывают прежде всего с его личным авторитетом, а не работой административного ресурса. Изначально Двораковский – бывший главный инженер НПО «Мостовик» и спикер городского совета депутатов – дистанцировался от партии власти, о чем сам заявлял еще в период выдвижения: «Почему меня должен кто-то поддерживать? Я вполне самостоятельная фигура», – говорил он. Но впоследствии в Омск прибыл «десант» из 25 политтехнологов, которые и развернули избирательную кампанию кандидата. Однако и они не сразу стали наносить партийную символику на агитплакаты. По Омску развесили билборды с изображением солнца с незамысловатой надписью о том, что «Двораковский – кандидат в мэры Омска». В сети Интернет такой «креатив» сразу подняли на смех – ввиду бессодержательности пропаганды и изображения палящего солнца, что в жару скорее вызывало негативные эмоции.

По данным источника «Эксперта Оnline», и сам Двораковский, и его бывший патрон – директор НПО «Мостовик» Олег Шишов были очень недовольны тем, как проводится кампания (хотя «Мостовику» она обошлась почти в сотню миллионов рублей). Шишов даже намеревался сделать отдельную агитационную газету и силами «Мостовика» разнести ее по квартирам горожан. Однако в итоге ссориться с ЕР штаб Двораковского не стал. Тем не менее особой работы над явкой избирателей в городе не наблюдалось. Достаточно сказать, что приглашение на выборы омичам были доставлены только в субботу, когда многие уже разъехались по дачам, а не неделей ранее, как это делается обычно. Ранее эту функцию выполняли в основном агитаторы от комитетов территориального местного самоуправления (КТОС), подчиненных мэрии Омска. Но на этот раз горадминистрация, по сути, не работала на Двораковского, поскольку в ней остались преданные прежнему мэру Виктору Шрейдеру люди, ожидающие увольнения после прихода нового градоначальника (Шрейдер ушел на работу в Госдуму после затяжной информационной войны с Полежаевым).

Дачников (вокруг Омска – более 100 тыс. дачных участков, на которых по выходным насчитывают до 300 тыс. омичей) тоже никак не завлекали на выборы. Разве что зачем-то организовали продажу хозинвентаря у въезда в садоводческие товарищества. При этом было непонятно, как избиратель должен был увязать грабли и лейки с урнами для голосования. По сути, вместо приглашения на выборы садоводам вручили лопаты, что больше было похоже на диверсию. «Честно говоря, то, как шла сама кампания – отсутствие нормальной конкуренции, интересных лиц среди этих семи, передергивание административного ресурса одного из кандидатов, тоже сказалось на явке, – считает политолог Инна Ветренко. – Сформировалась апатия к выборам: "Чего идти, если и так все ясно". Это главная проблема, о которой говорили заранее и которая сейчас дает о себе знать».

С ней не согласен в оценках политолог Сергей Старовойтов: «Что бы сейчас ни говорили, мы понимаем, что привести на выборы сложнее консервативно настроенную часть населения. Тем более с учетом омской кампании. Казалось бы, все было понятно: один кандидат был намного сильнее других. Именно это вызвало определенную апатию у остальных кандидатов и ощущение того, что все решено. На самом деле не все решено. Практика показывает, что у коммунистов в городе достаточно было избирателей для победы. Вопрос в том, как они провели избирательную кампанию, насколько они смогли наладить коммуникацию со своими избирателями», – считает Старовойтов.

Впрочем, Тамара Повелякина не склонна связывать низкую явку с недостаточностью пропаганды. «Вы поймите нашего избирателя. В такой напряженный цикл выборов попала только Омская область. В декабре мы выбирали депутатов в Госдуму, в заксобрание, наш избиратель получил три бюллетеня. В марте мы выбирали президента и депутатов Омского городского совета – еще три бюллетеня. Уровень ответственности избирателя за прошедшие выборы был очень высок – он выбирал знаковые лица, важные для региона. Большое количество сил требовалось не только от избирателей, но и от участников – партий и кандидатов. Они потратили много сил и денег на агитацию в декабре и марте».

Тем не менее феномен победы единоросса Двораковского на выборах пока никто не объяснил (дело в том, что на прошедших думских выборах ЕР по Омску проиграла коммунистам с серьезным отрывом). Косвенно это попытался сделать секретарь политсовета Омского регионального отделения ЕР Александр Артемов: «Омская область – один из немногих регионов, где за полгода была полностью обновлена вся вертикаль власти – и законодательной, и исполнительной. Сегодня "Единая Россия" вместе с Вячеславом Викторовичем поставила твердую точку в завершении всего этого избирательного марафона», – отметил Артемов.

«Считаю, что партия КПРФ и не ставила себе задачу одержать победу на выборах мэра, поэтому не усердствовала в мобилизации своего электората, что и помогло Двораковскому, – уверен Вадим Дрягин. – Оппозиция не объединилась в Омске, как это было в Красноярске, потому что у нас она не носит организованный характер. Ее у нас нет в таких масштабах, в каких она проявляется в Санкт-Петербурге, в Москве». А ведь как громко все начиналось – если вспомнить интернет-проект «Гражданин мэр», победителем в котором оказался московский блогер Илья Варламов. Или попытки получить регистрацию на выборах известного экономиста Вячеслава Иноземцева. В итоге же усталость от старой власти и последующего безвластия, а также усталость от череды выборов и пассивность коммунистов – пока единственное объяснение тому, что кандидат от партии власти победил при рекордно низкой явке избирателей.