Госстопор

Вадим Пономарев
19 июня 2012, 15:15

Госхолдинг РАО «ЭС Востока» (контролируется государственным энергоконцерном «Русгидро») сегодня сообщил о том, что в ближайшее время начнет строительство двух крупных энергообъектов на Дальнем Востоке — в Якутске и Владивостоке. Обе электростанции запланировано построить в соответствии с энергетическими потребностями регионов, и они включены в инвестпрограмму компании на 2012–2014 годы, утвержденную Минэнерго. Однако гарантии того, что эти электростанции будут построены в срок, нет.

Фото: ИТАР-ТАСС
Строительство тепловых электростанций на Дальнем Востоке спотыкается об отсутствие государственных инвестиций

Первая электростанция — Якутская ГРЭС-2 — по сообщению РАО «ЭС Востока», начнет строиться в Якутске 26 июня. Она является одним из ключевых проектов инвестиционной программы дальневосточного энергохолдинга, объединяющего все тепловые электростанции и часть сетей в самом отдаленном макрорегионе России. Общая электрическая мощность первой очереди Якутской ГРЭС-2, которая должна быть пущена в эксплуатацию в 2015 году, составит 180 МВт, общая тепловая мощность — до 460 Гкал/ч. «Появление в Центральном энергорайоне Республики Якутия нового энергоисточника создаст необходимый резерв мощности и позволит обеспечить растущие потребности республики в энергетических ресурсах. Кроме того, строительство станции значительно улучшит экологическую ситуацию, так как Якутская ГРЭС-2 вытеснит действующие котельные, которых сегодня в республике более 100, и расширит зону централизованного теплоснабжения», — заявил по этому поводу генеральный директор РАО «ЭС Востока» Сергей Толстогузов. А через две недели после старта строительства в Якутске РАО «ЭС Востока» намерено объявить о начале строительства новой электростанции (ГТУ-ТЭЦ) во Владивостоке — на площадке Центральной пароводяной бойлерной (ЦПВБ). Этот объект электрической мощностью 139,5 МВт, тепловой мощностью 420 Гкал/ч должен быть запущен в эксплуатацию в 2014 году. ГТУ-ТЭЦ на площадке ЦПВБ также будет работать на природном газе, что позволит удовлетворить растущий спрос на тепло и электроэнергию в столице Приморья без ущерба экологической ситуации.

Казалось бы, узнав об этих новостях, остается только порадоваться за дальневосточную энергетику. Но создается стойкое ощущение, что и эти, и другие проекты по строительству на Дальнем Востоке новых тепловых электростанций из-за отсутствия внятной государственной поддержки балансируют на грани срыва.

Самые «молодые» тепловые электростанции в этом макрорегионе были построены в 50–60-х годах прошлого века. Естественно, что их оборудование изношено дальше некуда и требуется его срочная замена. К 2017 году, например, из 320 МВт мощности Якутской ГРЭС, построенной более 40 лет назад, должно быть выведено из эксплуатации 292 МВт (этим, собственно, и объясняется необходимость строительства Якутской ГРЭС-2).

На ближайшие три года Министерство энергетики утвердило РАО «ЭС Востока» инвестпрограмму общей стоимостью менее 75 млрд рублей. В качестве приоритетных в нее включена достройка пятого энергоблока на Южно-Сахалинской ТЭЦ-1 (сдается летом этого года — 3,3 млрд рублей), строительство ГТУ-ТЭЦ на площадке ЦПВБ (Приморский край), Якутской ГРЭС-2 (первая очередь), Уссурийской ТЭЦ, ГТУ-ТЭЦ на площадке Владивостокской ТЭЦ-2, ТЭЦ в г. Советская Гавань, Сахалинской ГРЭС-2, второй очереди Благовещенской ТЭЦ.

Уссурийская ТЭЦ стоимостью до 28 млрд рублей при этом будет строиться фактически на китайский кредит, выдаваемый под китайское оборудование, оплату труда подрядчиков из Поднебесной и поставки электроэнергии на сопредельную территорию. Строительство Якутской ГРЭС-2 стоимостью 11,5 млрд рублей также предполагается в основном на заемные деньги — 7,8 млрд рублей. Собственные средства РАО «ЭС Востока» в этом проекте составят 2,9 млрд рублей, и еще около 1 млрд рублей будет выделен из бюджета Республики Саха (Якутия). Заемные деньги лежат в основе и ГТУ-ТЭЦ на площадке ЦПВБ. Общая стоимость этого проекта энергохолдингом оценивается в 10,232 млрд рублей, включая НДС, из которых собственных средств он вложит 2,3 млрд рублей и почти на 8 млрд рублей надеется привлечь кредитов. При этом, правда, не совсем понятно, кто будет кредитовать эти два проекта, учитывая, что их заказчик — РАО «ЭС Востока» — закончил 2011 год с убытком 6 млрд рублей.

Но самый нехороший «звонок» прозвучал вчера на совещании в администрации Хабаровского края по поводу строительства ТЭЦ в Советской Гавани. Эта ТЭЦ электрической мощностью 120 МВт (два блока по 60 МВт), тепловой — 200 Гкал/ч должна создать основу энергетической инфраструктуры Ванино-Советско-Гаванского транспортно-промышленного узла и соответствующей портовой экономической зоны. С ее помощью обеспечивается покрытие перспективного роста потребления электроэнергии в этом узле, связанного со строительством новых и расширением существующих портовых терминалов, формированием многопрофильного портового, судоремонтного центра. Кроме того, Совгаванская ТЭЦ должна заменить изношенную до предела Майнскую ГРЭС. И в феврале этого года РАО «ЭС Востока» сообщило, что закончило проектирование ТЭЦ в Совгавани и приступило к предстроительным работам. Однако вчера выяснилось, что денег на строительство станции нет и РАО «ЭС Востока» вынуждено приостановить работы на стройплощадке.

Топ-менеджмент РАО «ЭС Востока» назвал хабаровцам две причины этого. Первая — рост стоимости проекта. Изначально он стоил 12 млрд рублей, но после пересчета проектантов стоимость ТЭЦ выросла до 19 млрд рублей. Вторая — снижение финансирования строительства (основными источниками денег для этого проекта являются федеральный бюджет, средства компании и кредитные ресурсы). По словам топ-менеджеров энергоконцерна, из-за недополучения денег на этот проект из федерального центра РАО «ЭС Востока» было вынуждено на 60% сократить и собственные ассигнования на строительство Совгаванской ТЭЦ в этом году — до 1,35 млрд рублей. И теперь надежда на то, что федеральные деньги на эту стройку в двойном объеме поступят в следующие годы. «Уже есть договоренности с федеральными министерствами, что в 2013 году на строительство ТЭЦ будет направлено более 4 млрд рублей. Кроме того, мы подали заявку на включение проекта в ФЦП «Развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 2014–2018 годы». По нашим оценкам, это еще более 11 млрд рублей», — передало слова главы РАО «ЭС Востока» Сергея Толстогузова пресс-служба губернатора Хабаровского края.  

«Мы понимаем, что согласование таких сумм будет долгим. В любом случае мы вместе с заинтересованными сторонами сейчас прорабатываем запасные варианты на тот случай, если финансирование будет урезано. Переносить сроки окончания работ уже нельзя. В Советской Гавани и Ванино будут строиться крупные перегрузочные комплексы, развиваться транспортная инфраструктура, особая портовая зона. Понадобится дополнительно порядка 90 МВт. Действующие энергоисточники такую нагрузку не обеспечат», — отметил сам губернатор Вячеслав Шпорт. Однако, даже если федеральные деньги «вдруг» в будущем году и начнут поступать на строительство ТЭЦ в Совгавани, то срок ее ввода в эксплуатацию сдвинется с конца до 2013 года минимум на 2016 год. Соответственно, все это время будет простаивать и проект портовой ОЭЗ и Ванино-Совгаванского транспортного узла.

В итоге получается крайне двусмысленная картина, которая характерна не только для электроэнергетики, но и для других инфраструктурных проектов на Дальнем Востоке. С одной стороны, представители нашего государства при каждом удобном случае говорят о великой роли и глобальных перспективах дальневосточных территорий в составе России. И для проведения этой политики даже создан специальный инструмент — Министерство по развитию Дальнего Востока. С другой — когда дело доходит до конкретных проектов, в данном случае строительства в макрорегионе новых тепловых электростанций, федеральные чиновники почему-то считают, что они должны строиться не на государственные (бюджетные) деньги, а на банковские кредиты. И «в наваре» при такой ситуации оказываются либо банки-кредиторы и связанные с ними люди, либо китайские подрядчики и производители электротехнического оборудования. Большинство остальных участников «пролетают».