Воздушная консолидация на старте

Москва, 25.06.2012

Фото: ИТАР - ТАСС

На Санкт-Петербургском экономическом форуме подписано долгожданное соглашение о создании совместного предприятия между группой «Базовый элемент» Олега Дерипаски, контролирующей аэропорты Краснодарского края, Сбербанком и сингапурской Changi Airports International, участвующей в управлении примерно 25 аэропортами по всему миру. Это первый случай, когда крупный иностранный оператор подключается к управлению сетью региональных аэропортов в России. Однако амбиции созданного альянса Краснодарским краем, скорее всего, не ограничиваются. Основным конкурентом «Базэла» в сфере управления региональными аэропортами является группа «Ренова» Виктора Вексельберга, консолидировавшая свои аэропортовые активы в единый холдинг. А также «Новапорт», входящий в структуру AEON Corporation Романа Троценко (до 1 июля – президент Объединенной судостроительной корпорации).

Впервые о формировании альянса «Базэла», Сбербанка и сингапурской компании стало известно в начале ноября прошлого года, когда между тремя его участниками было подписано соглашение о намерениях. Доля «Базэла» в создаваемом СП была определена в 50% плюс одна акция, сингапурских партнеров – в 30%, сбербанковской «дочки» ООО «Сбербанк инвестиции» – 20% минус одна акция. Вкладом «Базового элемента» в СП должны были стать его активы – аэропорты Краснодара, Сочи, Анапы, Геленджика и Ейска, общая стоимость которых составляет свыше 500 млн долларов. Сингапурцы должны были внести в создание альянса 120 млн долларов, Сбербанк – еще 200 млн. В прошлом декабре «Базэл» консолидировал аэропортовые активы через кипрскую компанию Transport AMD-2, в мае правительственная комиссия по контролю за иностранными инвестициями одобрила покупку Changi блокпакетов акций аэропортов Сочи, Анапы и Краснодара.

По мнению экспертов, главным фактором, обусловившим появление альянса, является значительный потенциал роста пассажиропотока в аэропортах Краснодарского края. Прежде всего в связи с предстоящими Олимпиадой 2014 года в Сочи и чемпионатом мира по футболу 2018 года. «В России сейчас не так много аэропортов, куда можно было бы заманить иностранного партнера: один-два миллиона пассажиров в год – не те объемы, ради которых кто-то будет готов инвестировать, – считает главный редактор портала Avia.Ru Роман Гусаров. – Другое дело – аэропорты юга, которые будут расти в ближайшие годы и после Олимпиады». Об этом же говорил при подписании соглашения и президент Сбербанка Герман Греф, отметивший «большой потенциал увеличения стоимости аэропортов Краснодарского края» благодаря предстоящим спортивным событиям. В прошлом году Греф также говорил о высоком потенциале аэропортового бизнеса, обозначив планы Сбербанка по участию в нем: войти на пять-семь лет, а затем выйти с соответствующей доходностью.

Вместе с тем эксперты отмечают и существенные достижения аэропортового дивизиона холдинга Олега Дерипаски в развитии кубанских активов. По мнению ведущего аналитика агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, в значительной мере заслугой «Базэла» является хорошая финансовая динамика аэропортов группы, которая также привлекла внимание Changi – одного из ведущих аэропортовых операторов мира. После того как «Базэл аэро» в 2008 году возглавил Сергей Лихарев, ранее бывший гендиректором другой структуры холдинга – самарского завода «Авиакор», производительность труда в группе удалось увеличить на 39%, выручку – на 70%, а чистую прибыль – на 150%. В 2010 году «Базэл» запустил в эксплуатацию пассажирский аэропорт в Геленджике и новый терминал в Сочи, ставший первым завершенным «олимпийским» объектом. После этого два аэропорта группы – Краснодар и Сочи – преодолели отметку в 2 млн пассажиров в год, оставив позади своего ближайшего южного конкурента – аэропорт Ростова-на-Дону. По совокупности этих достижений журнал «Эксперт Юг» в прошлом декабре признал Сергея Лихарева «человеком года» на юге России. 

Декларируемые цели группы «Базел аэро» в среднесрочной перспективе заключаются в создании на юге России крупного пересадочного узла на базе краснодарского аэропорта – задача тем более актуальна, что в соседнем Ростове-на-Дону началось проектирование нового аэропорта, который также претендует на роль «южного хаба». Причем авиагавань столичного для Южного федерального округа города оказалась под крылом «Реновы». Наличие столь авторитетного партнера, как Changi, принесет «Базэлу» новые технологии обслуживания пассажиров, в том числе с учетом ожидаемых во время Олимпиады высоких нагрузок. «Совместная управляющая компания подобного типа очень нужна, поскольку для развития российской инфраструктуры воздушного транспорта, которая во многих своих элементах серьезно устарела, требуются знания крупных аэропортовых операторов», – отмечает генеральный директор агентства Infomost Борис Рыбак.

Для региональных аэропортов создание СП «Базэла» и Changi является безусловным прецедентом, поскольку ранее иностранные управляющие компании интересовались только самыми крупными аэрогаванями России. Так, с 2010 года управлением операционной деятельностью санкт-петербургского аэропорта Пулково занимается консорциум «Воздушные ворота Северной столицы», объединяющий «ВТБ капитал», компанию Fraport AG (управляет аэропортом Франкфурта) и греческую инвестгруппу Copelouzos. Однако, убеждены эксперты, Краснодарский край может быть для российско-сингапурского альянса только стартовой точкой для экспансии – прежде всего в московский авиаузел, в котором правительством РФ уже инициирована консолидация активов. До конца этого года ожидается завершение слияния Шереметьево и Внуково, после чего правительство должно объявить конкурс на управляющую компанию для нового актива (возможно, с правом приобретения пакета его акций). Несколько лет назад Changi уже отметилась в Шереметьево – сингапурцы разрабатывали в этом аэропорту дизайн терминала С, а также выступали консультантом по мастер-плану аэропорта во Владивостоке (управляется столичной компанией «Международный аэпорт Шереметьево»).

Круг претендентов на управление альянсом Внуково и Шереметьево довольно узок. В прошлом году назывались четыре возможных участника конкурса: компания «Новапорт» Романа Троценко, «Базэл-аэро», «Ренова» и уже упомянутый консорциум «Воздушные ворота Северной столицы». Заведомое преимущество здесь будет на стороне того российского игрока, который имеет на своей стороне поддержку иностранного оператора. Поэтому ставки «Базэла» на управление будущим крупнейшим российским авиаузлом существенно повышаются.

В то же время, если «Базэл» будет двигаться путем региональной экспансии, существенную конкуренцию группе Олега Дерипаски может составить «Ренова», в последние годы развивающая собственный аэропортовый бизнес. 22 июня стало известно, что группа Виктора Вексельберга объединяет три своих аэропорта – екатеринбургское Кольцово, самарский Курумоч и Нижний Новгород – в единый холдинг «Аэропорты регионов». По словам генерального директора этой компании Евгения Чудновского, «Ренова» намерена занять 35-40% регионального рынка (или 10-14% рынка с учетом Москвы). В ближайших планах группы – формирование совместного предприятия с правительством Ростовской области по строительству нового аэропорта Южный. Заявленный размер инвестпрограммы холдинга составит около 30 млрд рублей, анонсирован интерес в приобретении еще трех-четырех региональных аэропортов. «Новапорт», жемчужиной которого являются главные воздушные ворота Сибири – аэропорт Толмачево в Новосибирске, – также не почивает на лаврах. Холдинг, например, практически установил контроль (или близок к этому) над аэрогаванью Уфы. В конечном итоге профиль российской региональной авиации в ближайшие годы будут определять именно эти три крупных холдинга. Поэтому лидером станет тот, кто сумеет захватить контроль над авиаузлом Москвы, а также – с помощью иностранцев или самостоятельно – существенно усовершенствовать управление портами в регионах.

Новости партнеров

Новости партнеров

Tоп

  1. Китай наносит удар по ослабевшему доллару
    Падение стоимости доллара дает Китаю отличную возможность нанести сокрушительный удар по главному оружию геополитического противника
  2. США нашли «изящный» способ рефинансировать огромный госдолг
    США намерена рефинансировать старый долг новым займом под очень близкий к нулю процент. В этом и кроется изначально весь «секрет полишинеля», для чего одной рукой ФРС резко снизила «под кризис» до нуля и надолго процентные ставки, другой свободной рукой финансовая система США спешит элементарно перехватить взаймы как можно больше, и почти бесплатно
  3. Рубль и невидимая рука рынка: что стоит за обвалом национальной валюты?
    Падение курса рубля последовавшее за очередным заседанием ЦБ РФ, вызвало много разговоров, в том числе о девальвации. Однако главный фактор, влияющий на динамику рубля, остался неизменным
Реклама