В статье  «Забытый юбилей» приведен критический анализ итогов 10 лет «модернизации»  образования. Краткое резюме таково: политика «модернизации» – это цепь «инноваций», обращенных к второстепенным задачам, имитирующих бурную деятельность и ускоряющих процессы деградации национальной системы образования. Необходим решительный поворот к новой образовательной политике. Какой она должна быть? Последующий текст – попытка сформулировать ответ на этот вопрос.

Сейчас Министерство образования и науки возглавил Дмитрий Ливанов. Первые заявления нового министра перекликаются с некоторыми изложенными ниже идеями (необходимость серьезнейшей реформы высшей школы, реорганизация аппарата министерства, открытость системы принятия решений, готовность прислушиваться к экспертам и т.д.). Это обстоятельство позволяет надеяться, что главная моя цель – инициация серьезной дискуссии – может быть достигнута.

Итак: какой должна быть новая политика в образовании?

Принцип подлинной  приоритетности

Несомненно, эта политика должна исходить из принципа подлинной приоритетности образования. Слово «подлинный» включено в подзаголовок не случайно. Приоритетность образования продекларирована еще в указе №1 первого президента России Б.Н. Ельцина. Позднее эта идея неоднократно повторялась его преемниками. На словах…

Альтернатива этому принципу – смирение с существующей ситуацией – обрекает страну на серьезнейшие и драматические испытания в уже близком будущем. К такому выводу приводят следующие два соображения.

1) В общественной жизни действует своеобразный аналог закона сохранения энергии, который можно назвать законом сотворения общественного блага. Формулировка такова.

Общественное благо не возникает из ничего, хотя и может исчезнуть практически бесследно. Благо всегда есть результат большого  личного и коллективного труда – труда разума и рук человеческих, труда человеческой души. Размеры и качество труда, необходимого для достижения обществом достойной высокой цели, пропорциональны масштабу ожидаемого блага.

Нет нужды доказывать, что дистанция между современным, во многом постыдным состоянием России и нашими мечтаниями о светлом будущем очень и очень велика. Речь без преувеличения идет об исторической судьбе страны, а как показывает исторический опыт крушений крупных держав (недавний пример – СССР),  оптимистическое высказывание «Россия была, есть и будет!» лишено твердых оснований. Усугубляет ситуацию исторический цейтнот. Мир в ХХI веке развивается очень динамично. Отставание сегодня – это уже отставание навсегда.

Удивительный прогресс Германии, Японии, Китая после пережитых ими тяжелейших национальных катастроф показывает, что неразрешимых задач практически нет. Есть люди и народы, которые не хотят, не умеют их решать. Поэтому главное условие нового исторического прорыва России – ускоренное развитие человеческого потенциала страны. Сферы, ответственные за формирование и развитие личности, – здравоохранение, культура, образование – должны стать безусловно приоритетными. Без этого сколько-нибудь достойное будущее недостижимо.

2) Из сказанного вытекает, что заниматься серьезно образованием крайне желательно. Но есть и иной аргумент. В силу вечной ограниченности ресурсов выбор главного приоритета определяется правилом: делать нужно то, чего категорически нельзя не делать. Пора наконец понять: то, что происходит сегодня с новыми поколениями, – это нарастающая национальная катастрофа.

Демографическая катастрофа налицо. Мы имеем ускоряющуюся кадровую катастрофу и острейшие кадровые дефициты во многих отраслях, в том числе и стратегически важных. Непрекращающийся рост техногенных аварий и катастроф – не печальная случайность, а трагическая закономерность.

Быстрый слом традиционно сложившейся системы жизненных смыслов и ценностей породил в российском обществе глубочайший нравственный кризис – своего рода массовое нравственное помешательство. В условиях крайней поляризации общества по доходам и отсутствия для многих  реальных жизненных перспектив происходит утрата жизненных смыслов – обессмысливание жизни. При забвении человеческого измерения реформ неизбежно утрачивается норма человеческой жизни. А еще есть множество тревожных признаков, свидетельствующих о нарастании массовой малограмотности. Растет число диких примеров асоциального поведения, непрофессионализма, безответственности. За одичанием практически всегда следует озверение.

Мы находимся в ситуации острейшего исторического цейтнота. Эстафета новым поколениям не передана. Культурные, научные, профессиональные школы без должной поддержки умирают быстро – за 15-20 лет, которые в нашем случае подходят к концу. Но возрождение их при самых благоприятных обстоятельствах занимает многие десятилетия. Не Возрождение, а вырождение грозит России.

Проблемы образования всегда в пересечении интересов государства и общества. Особая их важность с точки зрения государства определяется стратегическими интересами страны. Но не менее важно то, что разумная забота о детях и внуках – витальная потребность для подавляющего большинства граждан любой страны.

Приоритетность проблем образования – это:

– резкое увеличение объема и рост качества труда, направляемого в эту сферу (что требует новой системы материальных и моральных стимулов для всех участников процесса);

– выделение всех необходимых ресурсов – интеллектуальных, финансовых, материальных, организационных – а не тех, которых не жалко (иными словами, необходим полный отказ от остаточного принципа);

– разработка и реализация эффективной, поэтапной, но очень динамичной программы действий.

«Вертикаль власти» и образование

С чего начать? Главная причина современного кризиса – глубоко порочная система принятия решений. Чтобы оборвать практически непрерывную цепь крупных ошибок, необходимо решительно изменить эту систему. Результаты «модернизации» образования подтверждают справедливость старой грустной шутки: «Все педагогические эксперименты заканчиваются фантастическим успехом, а соответствующие реформы – бешеным провалом». Обширный печальный опыт непродуманных реформ приводит к выводу: как и в медицине, так и в образовании необходимо следовать принципу Гиппократа «Не навреди!»

По моему убеждению, подкрепленному многочисленными наблюдениями, ключевых пороков три. Это тотальная безответственность: практически никто из лиц, принимающих решения, ни за что не отвечает и ни о чем не отчитывается. Это закрытость системы: происхождение и авторы реформистских идей, сколько-нибудь достоверные итоги преобразований практически неизвестны. Это, наконец, необоснованность принимаемых решений: сколько-нибудь серьезные  профессиональные дискуссии и обоснования отсутствуют. Наши реформаторы действуют по привычной схеме: «Мы с товарищами посоветовались и решили».

К такому выводу приводят многие примеры. Ограничусь одним – ЕГЭ. Результаты ЕГЭ в полной мере никогда не публиковались и не обсуждались открыто и профессионально. Все контрдоводы оппонентов постоянно игнорировались. За многочисленные дефекты системы и нарушения никто не ответил, несмотря на непрекращающиеся провалы и скандалы. Поразительное явление – постоянные заявления В. Путина и Д. Медведева о том, что ЕГЭ нужно совершенствовать, поскольку «плюсов больше, чем минусов». Ответственные руководители страны обязаны хотя бы из соображений приличия (не говоря уже о гигантской цене рисков) организовать профессиональную дискуссию на тему о плюсах и минусах. По убеждению многих, ЕГЭ исправить может только одно – высшая мера совершенствования, то есть замена иной, более адекватной системой испытаний.

Естественная альтернатива существующему курсу – развиваемая далее «политика трех "О"», девиз которой: «Ответственность. Обоснованность. Открытость».

Неотложная задача – разрушение монополии на образовательную политику. Как известно, идеологический центр «модернизации» – Высшая школа экономики (ректор – Я.И. Кузьминов); этот курс жестко проводился Министерством образования и науки (министр А.А. Фурсенко). Анализ, в частности, упоминаний в СМИ показывает, что в стране по крупным вопросам образования высказываются всего человек десять.

Разумеется, влияние ограниченного контингента лиц, «знающих истину», следует резко ограничить. Но речь должна идти не только о расширении списка дискутантов и привлечении новых персоналий. Главное – демонтаж системы управления, породившей монополизм и непрофессионализм. Это система так называемой «вертикали власти» в стране.

Некий парадокс заключается в том, что, несмотря на устойчивое и повсеместное употребление термина, концепция этой самой вертикали не описана явно: слово есть, а концепции нет. Сформулирую гипотезу на этот счет.

Из выступлений В. Путина вытекает, что «вертикаль» возникла как средство усиления контроля государства за событиями и средство повышения исполнительности. Де-факто в основу положено несколько принципов. 1) «Вертикаль власти» – это многоуровневая иерархическая система, охватывающая все уровни управления в стране и все отрасли. 2) На каждом вверенном участке решения принимает один человек, обладающий монополией на принятие решений «в ручном режиме» управления, – это «уполномоченный» вертикали, удостоенный доверием вышестоящего товарища. 3) Главная функция каждого «уполномоченного» – беспрекословное выполнение команд «сверху» и жесткий контроль за действиями подчиненных и всей подвластной массы. 4) Кадровая политика строится на «назначенчестве»: функционеры «вертикали» по всей иерархической лестнице назначаются из числа «своих» (одноклассники, однокурсники, земляки, сослуживцы), пользующихся безусловным доверием верхов и обладающих полной исполнительностью. 5) Все первые лица структур «вертикали» осуществляют полный контроль за ресурсами в подведомственной сфере. Соответственно, лидерами становятся не профессионалы,  а «эффективные менеджеры», обладающие монополией на знание истины и полностью утратившие чувство юмора по отношению к собственному величию. Остается добавить, что во главе «вертикали» должен стоять один человек – «национальный лидер», обладающий абсолютным знанием истины.

Очередное торжество административной логики над здравым смыслом! Цепь трагических событий российской истории обусловлена в первую очередь режимами бесконтрольной личной власти «верхов» и рабьей психологией «низов». Уроки забыты.

Мы получили новую модель Административно-Командной Системы – модель более примитивную, нежели советская. Практически все ограничители советской системы (партбюро, народный контроль, ОБХСС, письма трудящихся, контроль партийной и советской прессы и т.д.) исчезли, а аналитические и разработческие структуры под руководством «эффективных менеджеров» утратили квалификацию.

Пороки этой системы очевидны. Замыкание всего и вся на первых лицах, не обладающих профессионализмом, обрекают на постоянные ошибки и уход от принципиальных проблем. К тому же времени на размышления у первых лиц нет – его остатки съедают многочисленные протокольные обязанности, демонстрирующие неустанную заботу о вверенном народе и являющиеся поводами для произнесения  соответствующих спичей, призванных не вызывать чувства протеста. Усугубляет ситуацию то, что на протокольные мероприятия первые лица таскают за собой по всей стране своих назначенцев, у которых тоже нет времени на работу.

На всех уровнях и во всех сферах действует отрицательный кадровый отбор людей, а следовательно, и идей. Множество квалифицированных людей и перспективных идей остается невостребованным. Ограниченность (не только численная) контингента лиц,  допущенных к принятию решений, крайне отрицательно влияет на выбор: отсутствует видение проблем как в целом, так и в деталях; ошибки тиражируются многократно. «Верные солдаты» вертикали постоянно нуждаются в большом «приварке» – неизбежно расцветает и постоянно умножается коррупция. Полностью нарушена система обратной связи с реальной действительностью и обществом.

Один из итогов правления «вертикали» известен – идет массовый РосПил денег и собственности. Но все много-много хуже: нарастает РосРазруха, которая, как известно, возникает в головах.

Мирный переход от «вертикали власти» к новой системе – системе профессиональной и эффективной – центральная проблема внутренней политики, требующая и времени, и больших усилий. Но демонтаж системы управления в образовании, культуре, науке откладывать уже нельзя. Административно-командные методы абсолютно неприменимы в творческих сферах: их развитие немыслимо без интеллектуальной свободы и интеллектуальной честности, без высокого профессионализма, гражданской ответственности, подлинной увлеченности целью и делом.

Из сказанного вытекает; миссия нового Министерства образования – полный демонтаж существующей и выстраивание новой системы принятия решений. Ставка – на профессионализм. Средство достижения этой цели – подлинная демократизация системы образования. Пирамида принятия решений должна быть перевернута. Профессиональные решения возникают «в низах» – в профессиональных сообществах. Роль «верхов» почетна – они выбирают оптимальные решения и запускают проекты. Но ограничена. Не дело чиновника диктовать, как и чему учить. Это не его профессия.

Как принимать решения?

Для решительных изменений необходим мощный стартовый импульс, четко обозначающий начало перемен. Наиболее естественный стартовый шаг – организация широкой общенациональной дискуссии о путях развития российской системы образования. В содержательном плане предстоит решить три основные задачи:

– честный, полный и профессиональный анализ реального состояния дел;

– формирование поэтапной программы действий по возрождению российской системы образования;

– становление новой системы распределения прав, обязанностей и ответственности между всеми участниками образовательного процесса.

В ходе дискуссии должна быть ясно обозначена схема перехода от узковедомственной и предельно бюрократизированной системы принятия решений к общественно-государственной системе управления на всех уровнях – федеральном, региональном, муниципальном; на уровне образовательных учреждений.

Важный шаг – глубоко продуманная организация дискуссии. Роль структур управления, ответственных за образование, ограничена: их функция – предоставление полного отчета о проделанной работе и достоверных данных о состоянии системы. Ключевая роль в предстоящих обсуждениях принадлежит профессиональным сообществам и общественным организациям, реально участвующим в конкретной работе.

Проблема заключается в том, что действенных влиятельных общественных и профессиональных организаций сегодня практически нет. Поэтому дискуссия должна стимулировать и открытие будущих содержательных лидеров, и принципы организации общественных и профессиональных объединений.

Необходимое условие успеха – активное участие СМИ и в первую очередь интернета,  привлекающих большое число участников, обладающих и независимостью, и профессионализмом суждений.

Принципиально важный вопрос – структурирование дискуссионного поля и содержательность обсуждений. Разумно заявить о том, что итоги обсуждения выносятся на Всероссийский чрезвычайный съезд по проблемам образования, и провести обсуждение кандидатур в оргкомитет  и программный комитет съезда, ответственных за проведение дискуссии и подготовку съезда.

Разумеется, до съезда (его можно провести в конце  2012 года) должен быть наложен мораторий на проект закона об образовании и некоторые другие инициативы «модернизаторов» (например, школьные стандарты и соответствующие эксперименты), закрепляющие статус-кво.

Как следует из предыдущего  текста, основные контуры новой системы принятия решений определяются в ходе профессиональных и общественных обсуждений. Но для начала дискуссии следует обозначить явно несколько неотложных  крупных задач.

Задача первая – становление регулярной системы статистических и социологических служб,  специализирующихся на проблемах образования. Необходимость их очевидна: нельзя принимать решения на основе отсутствующей, искаженной, недостоверной информации. Сегодня мы имеем именно такую ситуацию: образовательная статистика практически полностью отсутствует; социологические обследования случайны и конъюнктурны. Ясно, что эти службы должны обладать полной независимостью. Возможно, для начала образовательную статистику следует передать в ведение Государственного статистического управления.

Другой аспект проблемы информации о состоянии образования – активизация педагогической прессы (специализированные издания, регулярные рубрики в СМИ и т.п.). Весьма перспективное направление – организация специализированных порталов в интернете.

Вторая задача – становление серьезной педагогической науки: информацию нужно обрабатывать и анализировать. А конкретные решения обосновывать прежде, чем их тиражировать. Проблема разработок для образования стоит чрезвычайно остро.

Невысокое качество педагогических разработок имеет объективные основания. Во всем мире так называемые педагогические науки финансируются по остаточному принципу, хотя эта сфера и крайне нужна, крайне сложна. Как заметил Марк Блок, «все, что связано с человеком, самое сложное». В любом случае очевидно, что время великих открытий в педагогике пока не пришло.

Но действуют и иные крайне негативные факторы. Недопустимо низок уровень кандидатских и докторских педагогических диссертаций. Авторитет Академии педагогических наук СССР был невысок. Но реноме реформированной 20 лет назад из АПН СССР Российской академии образования еще ниже. Средний возраст членов РАО – а главное, сотрудников институтов РАО – недопустимо высок. Монополизм ВШЭ в большой степени объясняется очевидной неэффективностью РАО. Хуже того, коллективное мнение РАО о реформах в образовании не высказано. Ежегодные собрания РАО сводятся к увлекательнейшему виду спорта – выборам новых членов-корреспондентов и академиков (часто при полном отсутствии каких-либо достижений, но при присутствии высоких бюрократических званий или достижений в бизнесе). Содержательные дискуссии о состоянии российской системы образования отсутствуют.

Вывод: и система защиты педагогических диссертаций, и деятельность РАО в целом нуждаются в самой решительной реорганизации. Что касается защит диссертаций, то желательна жесткая мера – полный мораторий на три-пять лет, необходимых для поиска новой системы. РАО, как «генеральный штаб педагогической науки», явно не справляется со своей задачей – необходима самая решительная реорганизация, вплоть до ликвидации. Должен начаться естественный процесс создания принципиально новых центров разработки, специализирующихся на новых актуальных задачах, работающих на новых принципах, объединяющих новых людей, – из таких небольших центров (сначала это могут быть временные научные коллективы) со временем вырастут постоянные институты взамен системы РАО. Важно заметить, что современные ИКТ в принципе позволяют создавать «сборные России», объединяющие многих специалистов «под проблему» из разных регионов. Разумеется, востребована регулярная система обмена идеями, людьми, информацией; должна быть воссоздана система профессиональных научно- методических изданий, как в традиционной бумажной форме, так и на электронных носителях.

Наконец третья задача – выстраивание эффективной системы управления. Критерий эффективности – хорошо налаженная обратная связь, то есть способность быстрого и разумного реагирования: при появлении отрицательных сигналов негативные факторы энергично подавляются; положительная обратная связь усиливает действие позитивных факторов. Для эффективного функционирования будущей системы управления необходимы: а) поиск системы параметров, характеризующих состояние всех подсистем образования и системы в целом; б) хорошо подготовленные кадры новых «управленцев»; в) грамотно организованные управленческие структуры.

От сколько-нибудь удовлетворительного решения этих задач мы сегодня далеки. Главная проблема – кадровая. Для ее решения следует категорически отказаться от доминирующих сегодня принципов. Это:

– отказ от взгляда на систему образования как на рынок образовательных продуктов и услуг: эта система много сложнее, и бухгалтерский подход, перенос рыночных взглядов чреват большими  ошибками;

– отказ от ставки на «эффективных менеджеров»: необходим, как правило, профессиональный опыт работы в системе образования;

– отказ от практики принятия чиновниками решений без серьезной и гласной экспертизы.

Соответственно, предстоит большая работа по перестройке управленческих структур, отбору и подготовке квалифицированных специалистов.

Первый шаг к перестройке – полная реорганизация Министерства образования и науки,  построенного сегодня на перечисленных принципах. Целесообразно его разделение на два ведомства: министерство народного просвещения (ответственное за весь круг вопросов, связанных с дошкольным и школьным образованием) и министерство профессионального образования и науки.

Работа системы управления в образовании должна находиться под постоянным и жестким общественным контролем. На всех уровнях управления необходимы ежегодные отчеты о проделанной работе и состоянии системы; отчеты проходят серьезную общественную и профессиональную экспертизу. Устанавливаются нормы ответственности управленцев всех уровней за халатное или непрофессиональное исполнение обязанностей.

Тезисы к программе действий

Переход к принципиально иной системе управления – необходимое, но далеко не достаточное условие позитивных изменений. Нужны серьезные изменения в самой системе образования. Выделю несколько ключевых направлений.

Направление первое – облагораживание образовательной среды.

Имеется в виду следующее.

По моему убеждению, ключевое понятие в педагогике – это «образование человека», то есть внутренний процесс формирования личности, обретение человеком своего, присущего только ему человеческого образа со сложным эмоциональным миром, характером, системой ценностей, суммой знаний, умений и т.п. Это сложнейший и во многом непознанный процесс.

Как хорошо известно, развитие растений определяется двумя основными факторами –генетическими особенностями и внешними условиями (климатические особенности, технологии выращивания и т.п.). Аналогично, сформировавшаяся личность – это итог сложного взаимодействия природных задатков и многих случайных факторов, возникающих и исчезающих  на жизненном пути. Совокупность внешних факторов, влияющих на внутренний процесс формирования личности, и есть образовательная среда. В число таких факторов, конечно, входят семья, школа, круг общения. Но часто большое влияние на воспитание оказывают случайная встреча или разговор, яркая прочитанная книга и т.п.

В силу зависимости от многих внешних факторов образование человека – процесс не детерминированный, а вероятностный. Гарантировать заранее запрограммированный результат,  как правило, нельзя – можно лишь повысить вероятность его достижения, усиливая влияние  благоприятных факторов.

Благоприятная образовательная среда характеризуется двумя главными особенностями. Это, во-первых, атмосфера всеобщего уважения к знаниям и знающим людям, учителям. А во-вторых, доминирование культурных образцов, представляющих как различные сферы конкретной человеческой деятельности, так и образцы поведения.

Нет нужды объяснять, что современное состояние образовательной среды крайне печально. Предстоит сделать очень многое – создать систему материальных и моральных стимулов к учению и обучению, возродить в  массовом общественном сознании восприятие образования как несомненной ценности, остановить экспансию антикультуры, договориться о формах ответственности всех участников образовательного процесса и т.п.

Наибольшее влияние оказывают локальные среды – семья, школа, институт, местное сообщество и т.д. Островки культуры с хорошей традицией пока сохраняются. Наиболее естественное решение – активная поддержка имеющихся авторитетных и признанных центров с приданием им функций центров по передаче и тиражированию позитивного опыта. (В условиях культурной разрухи вряд ли можно придумать что-либо лучшее, чем аналог сети опытно-показательных школ Наркомпроса). Следует только добавить, что примитивные схемы ФЗ №94 при проведении конкурсов или вводимая система оплаты труда учителей в зависимости от «качества» работы неприменимы при отборе перспективных центров.

В последние десятилетия резко выросло влияние СМИ, и в первую очередь электронных. Сегодня это влияние резко негативно. Речь должна идти не о выделении одного-двух образовательных каналов, а о полной перестройке всей системы средств массовой информации. Во все времена культура (и масс-культура не исключение) призвана возвышать человека, но не «опускать» его.  Поэтому один из самых первых шагов к новой политике (и одновременно критерий серьезности намерений государства российского) – культурная революция в СМИ. Продолжение следования лозунгу «Хлеба и зрелищ!» гибельно.

Несомненно, возможности бурно развивающегося интернета могут быть использованы в мирных целях. Разработка содержания и методов образования для интернет-пространства – задача и увлекательная, и весьма перспективная.

Второе направление – создание принципиально нового содержания школьного образования.

Следует подчеркнуть, что это направление – второе в списке лишь потому, что речь идет об образовательной политике. Но для системы образования это главное. По двум основным причинам. Во-первых, школа не только самая массовая система образования – это главный человекообразующий и народообразующий институт. Во-вторых, детство, отрочество, юность – это определяющие этапы жизни человека. И ошибки в процессе образования (и воспитания в первую очередь), допущенные в этот период, трудно, а часто и невозможно компенсировать позднее. Содержание образования играет решающую роль; им определяется и подготовка учителей, и средства обучения.

События последних 20 лет породили множество тяжелых проблем: резко снизился объем и качество разработок (самая крупная организационная ошибка – понимание «Стандартов» как политического документа, свободного от содержания);

– декларация о переходе к профильной школе не была подкреплена ни разработками, ни мерами по подготовке учителей – вследствие этого система углубленного изучения отдельных предметов на деле не является таковой;

– содержание формально сохраняет структуру содержания советской школы, но мотивация к знаниям, а следовательно, и уровень подготовки резко снизились.

– с введением ЕГЭ цели школы примитивизировались, а старшие классы превратились в институт натаскивания.

Выход: подготовка и реализация крупного национального проекта – глубоко продуманного преобразования отечественной школы (начиная с содержания образования). Проекта, рассчитанного на неизбежно длительный период – 10-15 лет. От имеющихся планов перехода на новые «Стандарты» вследствие их полной бессодержательности следует отказаться. И чем скорее, тем лучше.

Существенными для развития данного проекта представляются следующие идеи.

– Целями школьного образования являются: овладение ключевыми знаниями, способами и навыками ориентации в современном мире; воспитание на образцах отечественной и мировой гуманистической культуры; воспитание патриотизма (понимаемого как чувство ответственности за родную землю и культуру, ответственность за личную судьбу, судьбу соотечественников). В терминах Солженицына это сбережение народа, сбережение культуры, сбережение земли.

– Достижение этих целей требует глубокого философского и научного осмысления места, роли и содержания будущих учебных предметов, структуры школьного курса на всех ступенях обучения. Естественная последовательность действий такова. 1) Выделение фундаментального ядра школьного курса (это краткое описание того, что такое завершенное общее среднее образование для современного человека). 2) Составление на этой основе с учетом возрастных особенностей содержательных требований на выходе из каждой ступени обучения (начальная, основная, старшая школа). 3) Формирование структуры курса на каждой из этих ступеней с распределением времени по предметам (учебный план). 4) Разработка пакета учебных программ всех курсов. 5) Подготовка учебников и их экспериментальная проверка. 6) Поэтапное внедрение – подготовка учителей. 7) Промежуточная оценка результатов, разработка и производство средств обучения и т.п.

– Проблему перегрузки школьного курса невозможно решить, сохраняя вузоцентричность школы. Пора ясно признать: основной целью школы является не подготовка в вуз, а освоение общей культуры. Интересы высшей школы учитывает система учебных модулей, ориентированных на развитие интересов, склонностей, способностей, на предпрофессиональную подготовку в выбранной области. Но ядро школьного курса, составляющее большую часть учебного времени, ориентировано на усвоение общей культуры.

– Проблема бурного роста информации не может быть решена за счет постоянных усечений содержания и часто непродуманного введения новых предметов. Выход видится в тщательно подготовленной свертке имеющегося содержания. Это, во-первых, предельно жесткий отбор теоретического материала для изучения школьниками; компактное и предельно ясное изложение ключевых идей; современные методы и средства обучения (скажем, визуализация способна резко сократить учебное время по сравнению с тотальным применением вербальных методов). Другое направление свертки – явное выделение учебных задач, без умения решать которые последующее развитие крайне затруднено. Иными словами, объем требований к техническим навыкам может быть существенно уменьшен (но их достижение на каждом этапе является строго необходимым).

Соответственно, взамен системы ЕГЭ и ГИА разумно ввести систему ОКО (организованный контроль обучения), предусматривающую регулярную (действующую на протяжении всех лет обучения) систему контроля в форме контрольных, зачетов, экзаменов, проверяющих усвоение материала, строго необходимого для продолжения обучения.

– Наконец, принципиально важно создать содержание, реализующее старый, но не реализованный лозунг «Учение с увлечением». В противном случае школе невозможно конкурировать с яркими и соблазнительными информационными потоками. Школьный курс должен вызывать живой интерес, пробуждать любопытство и развивать любознательность.

Реализовать эти идеи непросто. Но в мировом и отечественном опыте накоплено множество разработок и ярких невостребованных идей. Дело за организацией работ. Стартовый шаг – создание национальной комиссии по разработке содержания школьного образования; для ее эффективной работы потребуются специализированные институты (постоянные и временные), призванные решать многочисленные конкретные задачи. Подобная комиссия под председательством А.И. Маркушевича действовала вполне успешно в 60-е годы прошлого века, когда проводилась последняя в нашей стране глубокая реформа содержания школьного образования.

Направление третье – становление новой системы педагогического образования, системы повышения квалификации и методической работы.

Очевидно, что это направление решающее. Учение – это очень большой совместный труд ученика и учителя. И главная роль принадлежит учителю. Но современную ситуацию иначе как трагической назвать трудно.

Проблемы учительского и преподавательского корпуса нарастали в советский период. Нарастал разрыв между естественными требованиями школы и содержанием педагогического образования. Переход к всеобщему обязательному среднему образованию резко повысил массовость профессии, но не сопровождался ростом качества подготовки учителей и условий их работы.

За последние 20 лет положение резко ухудшилось. Работники сферы образования в большинстве своем перешли в разряд бедных. Престиж профессии упал еще ниже, а возможности совершенствования мастерства резко ограничились. На фоне деклараций о свободе школ стала разрушаться система методической работы с учителями. Равно как и система методических изданий.

Положение усугубляют последние инновации Фурсенко. Это предельно формализованная и далекая от понимания специфики учительского труда система оплаты в зависимости от «качества». Происходит бездумная реструктуризация пединститутов, специальность «учитель» превращается в исчезающую профессию.

Необходима серьезнейшая комплексная и энергичная программа действий. Разработка такой программы – неотложная задача профессионального сообщества. А государство российское обязано принять чрезвычайные меры.

Третье направление – глубокая структурная и содержательная перестройка системы  профессионального образования.

Сначала несколько слов о содержании профессионального образования. В отличие от школы существует весьма разнообразное множество специальностей и типов учреждений профессионального образования, обладающих большой спецификой. Поэтому план разработки содержания более или менее однозначен – по каждой из многих специальностей формируются группы разработчиков, обладающих хорошим знанием предмета и соответствующим опытом. Но некоторые общие принципы следует выделить.

Векторы развития профессионального образования, а следовательно, и его содержания определяются наиболее злободневными проблемами системы. Это:

– значительное технологическое отставание и невысокая производительность труда;

– несовершенство имеющегося содержания как вследствие  архаичности, так и сырости сделанных на скорую руку стандартов для системы профобразования. Произошла плохо подготовленная революция – введение бакалавриата, магистратуры, специалитета;

– практическое введение всеобщего высшего образования превратило высшую школу в черный рынок по производству и выдаче дипломов, большинство обладателей которых не работают по специальности;

– нарушение баланса между экономикой и системой профобразования;

– крайний дефицит квалифицированных рабочих, инженерных кадров – людей, работающих в сфере реального производства.

Строительство эффективной современной системы профобразования неразрывно связано с выстраиванием отсутствующей сегодня ясной стратегии развития страны и регионов. Сложность  задачи поиска разумного баланса между экономикой и системой профобразования умножается явными перекосами: система высшего образования страдает гигантоманией; системы начального и среднего профессионального образования недоразвиты.

Поскольку многочисленные вузы уже приняли на себя обязательства по обучению, потребуется время – пять-семь лет на переход к компактной и эффективной структуре.

Одновременно с  этим процессом параллельно  должна развиваться система начального и среднего профессионального образования. В настоящее время жизненные перспективы связывают, как правило, только с дипломом высшего образования. Реальностью должен стать выбор иного жизненного пути. Обретение по окончании девятилетки или 11 класса за несколько месяцев или один-два года профессии, обеспечивающей необходимый начальный достаток. В последующие годы проходятся курсы повышения квалификации или продолжается образование в высшей школе очное или заочно. Такого рода растянутые во времени жизненные траектории были вполне эффективны в первые послевоенные десятилетия. Подобный подход к делу может способствовать и исправлению демографической ситуации. Повышается вероятность ранних браков, дефицит трудовых ресурсов вследствие старения населения частично компенсируется ранним вступлением новых поколений в трудовую жизнь.

Реализация такого плана потребует большой психологической перестройки, мер по стимулированию создания рабочих мест, ликвидации больших перекосов в цене труда; цена производительного труда должна быстро повышаться.

Пятое направление – развитие образовательной индустрии.

В отличие от других, к этому направлению в большой мере применимы методы рынка. В идеале материальная база системы образования – это гигантская сфера экономики с ежегодной мощностью в десятки миллиардов долларов. Масштаб определяется массовостью образования (обучается в России около 30 миллионов человек), разнообразием системы и разнообразием потребностей (это школьная мебель, оборудование лабораторий, всевозможные дидактические игры, учебно-методическая литература и многое-многое другое). Редкая особенность этой сферы экономики – обреченность на продажу ее «продукции».

Центральное место занимают средства обучения. В принципе с развитием современных и информационных технологий открываются фантастические возможности для создания принципиально новых и очень эффективных средств и методик. Но фантастически велик и разрыв между потенциальными возможностями и реалиями; не делается практически ничего; импортируются даже самые примитивные средства.

Между тем программа развития образовательной  индустрии подготовлена еще в 1999 году. Более того, она была принята в качестве федеральной целевой программы и подписана президентом Б.Н. Ельциным. Принята и благополучно похоронена Министерством образования.

Так что при желании достаточно поднять старые документы, подкорректировать их, а главное,  приступить к быстрой реализации. Существенно, что в данном случае можно рассчитывать на активное участие бизнеса.

Просматривая рабочий вариант статьи, я обнаружил, что она странным образом в основном следует «Политике пяти "И"», провозглашенной Д.А. Медведевым в бытность его президентом.  Первые четыре «И» прокомментированы выше. Остается обсудить вопрос об инвестициях: сколько стоит эффективная образовательная политика?

Есть три источника.

Первый – бюджетное финансирование. Исходя из принципа приоритетности, государство обязано финансировать систему образования на потолке возможностей. Немалый резерв появится при отказе от часто бездумных и бесконтрольных трат на проекты Минобрнауки.

Второй источник – инвестиции от экономики. Из-за отсутствия квалифицированных кадров она несет гигантские потери. Следовательно, вложение в образование выгодно.

Третий источник – привлечение спонсорских средств.

Разумеется, должен быть включен механизм, действующий во многих странах мира, – налоговое благоприятствование. Оговорки бдительных финансистов «Нельзя – иначе разворуют» несостоятельны. Государство, не способное остановить коррупцию, – это уже не государство, а нечто иное.

Пришло время решить наконец проблему великого советского экономиста Матроскина: «Средства-то у нас есть. Вот только мозгов не хватает».

У партнеров




    «Норникель»: впереди десять лет экологической ответственности

    Компания впервые представила беспрецедентную стратегию на десять лет, уделив в ней особое внимание экологии и устойчивому развитию

    Мы хотим быть доступными для наших покупателей

    «Камский кабель» запустил франшизу розничных магазинов кабельно-проводниковой и электротехнической продукции

    «Ни один банк не знает лучше нас, как работать с АПК»

    «На текущий момент АПК демонстрирует рентабельность по EBITDA двадцать процентов и выше — например, производство мяса бройлеров дает двадцать процентов, а в растениеводстве и свиноводстве производители получают около тридцати процентов», — говорит первый заместитель председателя правления Россельхозбанка (РСХБ) Ирина Жачкина

    Столица офсетных контрактов

    Новый инструмент промышленной политики — офсетные контракты — помогает Москве снизить расходы на госзакупки и локализовать стратегически важное производство
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Вопрос с поставками газа становится в Европе все острее
      Трубопровод Eugal, который продолжит «Северный поток — 2» по Европе, скорее всего будет введен в строй до окончания строительства самого «потока»
    2. Saudi Aramco оценили в 1,7 триллиона долларов
      IPO аравийской нефтяной компании Aramco выходит на финишную прямую.
    3. Хватит бегать!
    Реклама