Цена самостоятельности

Москва, 06.06.2012
России нужен новый космодром, который строится в Амурской области. Но без новых ракет он будет бесполезной дорогостоящей игрушкой.

Иллюстрация: Эксперт Online

Вложения государства в создание космодрома Восточный в Амурской области сравнимы по масштабности с первым советским перспективным планом развития электрификации России – ГОЭЛРО. Об этом журналистам заявил вице-премьер по «оборонке» Дмитрий Рогозин во время своего визита на стройплощадку космодрома. «Мы рассчитываем, что та красота, которой отличается природа Дальнего Востока, плюс вложения, которые сделаны государством в создание этого мощнейшего объекта, а это сравнимо по масштабам с советским проектом ГОЭЛРО, все это привлечет сюда население. Таким образом, Россия будет более сбалансирована – будет развиваться не только европейская, но и восточная часть России».

Нужный космодром

До 2020 года в строительство нового российского космодрома должно быть вложено (в ценах 2010 года) 492 млрд рублей. Это, конечно, гигантские деньги не только для Амурской области, но и для всего Дальнего Востока. И осваивать их, по заверениям Дмитрия Рогозина, будет не только Федеральное агентство специального строительства, но и дальневосточные строители. «Конечно, принимать участие в строительстве космодрома будут организации со всего Дальнего Востока. Но присутствие нашей области должно быть ощутимо, ведь космодром дает Приамурью налоги и рабочие места», – говорит губернатор Амурской области Олег Кожемяко. А когда космодром начнет работу, в бюджет Приамурья и окружающих его регионов посыплются денежки в виде налоговых отчислений, выручки от поставки продовольствия на космодром, доходы от туристов (одна из первоначальных концепций Восточного предполагала его беспрецедентную открытость как для международного сотрудничества, так и для любопытной азиатской общественности, которая живет в двух шагах от будущего космодрома). В общем, для Дальнего Востока этот проект – булка с маслом (точнее, с местной икрой), который будет приносить пользу куда дольше, чем саммит АТЭС во Владивостоке, на подготовку которого только в этом году будет потрачено почти 300 млрд рублей.   

С влиянием же Восточного на экономику страны далеко не все так однозначно. С одной стороны, свое лучше, чем арендованное. Сейчас большинство запусков космических аппаратов (КА) Россия производит с космодрома Байконур, который с 1994 по 2050 год арендует у Казахстана. В 2011 году с этого космодрома было произведено 24 из 32 запусков КА, выполненных Россией. Еще семь стартов пришлось на военный космодром Плесецк, и один – из позиционного района РВСН. Ежегодно Россия платит Казахстану 115 млн долларов арендной платы за Байконур, и еще примерно 200 млн долларов, по подсчетам заместителя председателя Национального космического агентства Казахстана Мейрбека Молдабекова, Роскосмос ежегодно тратит на поддержание в эксплуатационном состоянии объектов Байконура и поддержание жизнедеятельности космодрома. Плюс расходы на медицинское обслуживание жителей 70-тысячного города, половину из которых сейчас составляют граждане Казахстана, их образование, в том числе высшее, по российским стандартам и т.д. «Только за один год аренды космодрома Россия перечисляет казахстанской стороне столько средств, сколько расходуется в Казахстане на агропромышленный комплекс, на капитальный и средний ремонт автомобильных дорог и на стипендии учащихся в профессионально-технических заведениях. За последние 10 лет аренды космодрома мы выплатили нашему стратегическому партнеру 1265 млн долларов. Это, к примеру, на 170 млн больше, чем мы заплатили за тот же период Украине за базирование Черноморского флота в Крыму. Примите в расчет и то, что Крым – это курорт, здравница, а территория центрального Казахстана еще несколько десятилетий назад официально была объявлена зоной экологического предкризисного состояния из-за высыхания Аральского моря. Надо добавить, что по условиям договоров аренды каждого объекта в отдельности были выплачены еще сотни миллионов долларов компенсаций за их эксплуатацию в 1992-1996 годах и списаны государственные долги Казахстана! Одним словом, России дорого обходится аренда Байконура, других объектов и всего связанного с этим блоком вопросов», – обосновывал осенью 2010-го решение России построить свой собственный «базовый» космодром депутат Госдумы Михаил Ненашев. «С позиции России – это дорого, поэтому Россией было принято решение о строительстве своего космодрома на Дальнем Востоке. И если Россия в течение 10 лет космодром построит, то она сама будет инициировать расторжение договора аренды Байконура. Так что, я думаю, этот день не далек», – заявил депутатам казахстанского парламента и Мейрбек Молдабеков. Поэтому на фоне неудержимого стремления наших казахстанских друзей изобретать все новые и новые способы заработать на России необходимость строительства космодрома в Амурской области вроде бы очевидна. Но, с другой стороны, первый пуск с Восточного назначен уже на 2015 год, а ясности в том, что же будет летать с этого космодрома, до сих пор нет.

Деньги на что?

Отличие космодрома от аэропорта заключается в том, что стартовые площадки на космодроме строятся индивидуально под конкретный тип ракет. То есть со стартовой площадки, рассчитанной на средней грузоподъемности «Союз», нельзя запустить тяжелый «Протон», и наоборот. И концепция создания Восточного, помимо обретения независимости от Казахстана, в первую очередь предусматривала использование его как стартовой площадки для тяжелых ракет, которые Россия сейчас вынуждена запускать только с Байконура. «Союз», например, можно запускать и с казахской территории, и с Плесецка, и с Французской Гвианы. Легкие «Рокоты» и «Космосы» – тоже Плесецк (мы сейчас говорим только о гражданских запусках КА). А вот тяжелый «Протон» – только с Байконура. Поэтому еще до начала строительства космодрома, в 2010 году, Роскосмос провел конкурс среди отечественных разработчиков ракет-носителей (РН) на новую тяжелую РН, базой для которой станет космодром Восточный. Его выиграл производитель самых известных и надежных РН среднего класса – самарский «ЦСКБ-Прогресс» в кооперации с РКК «Энергия» (Королев) и ГРЦ им. Макеева (Миасс). По условиям тендера, в 2015 году это трио должно было начать летно-конструкторские испытания новой РН, а спустя три года новая российская тяжелая ракета «Русь-М» грузоподъемностью 23,5 тонны (с перспективой увеличения до 100 тонн) должна была выполнить первый рейс с нового космодрома Восточный. Документацию на строительство самого космодрома должен был готовить, естественно, «ЦСКБ-Прогресс». Однако в апреле прошлого года Анатолия Перминова на посту главы Роскосмоса сменил военный Владимир Поповкин, и уже осенью 2011 года Совет безопасности РФ утвердил предложение Роскосмоса о прекращении работ по «Руси». По мнению аудиторов Счетной палаты, которое передали «Известия», это решение было принято без проведения технико-экономического обоснования прекращения работ по «Руси-М». Мнения Совета главных конструкторов предприятий ракетно-космической отрасли тоже никто не спросил. Таким образом, 1 млрд рублей, потраченных на разработку новой ракеты-носителя, государству в виде готовой инновационной продукции не вернулись. «Проект закрыт», – сухо подтвердили сегодня «Эксперту Online» информацию о судьбе «Русь-М» в «ЦСКБ-Прогресс».

Вместо «Русь-М» новый глава Роскосмоса поднял на щит РН «Ангара», которую конкурент «ЦСКБ-Прогресс» – ГКНПЦ им. Хруничева первый раз хотел запустить в космос с космодрома Плесецк еще в 2005 году. «Ангара» интересна тем, что ее концепция предусматривает создание модульных носителей четырех классов грузоподъемностью от 1,5 до 23 тонн. Но ракета не летит – с 2005 года ее старт переносился восемь или девять раз. И не факт, что если даже она и взлетит все-таки в 2013 году, как сейчас намечается, то впоследствии будет пригодна к эксплуатации в коммерческих целях – все таки опыт работы на «гражданских» заказах, особенно на международном рынке, у «ЦСКБ-Прогресс» на порядок больше, чем у ГКНПЦ Хруничева.

Однако не факт, что и «Ангара» полетит с Восточного. Согласно договоренностям между Россией и Казахстаном еще от 2004 года, «Ангара» должна летать с Байконура. И ради этого совместного проекта под названием «Байтерек» Казахстан за собственные деньги (называется сумма до 2 млрд долларов) готов построить стартовый стол для «Ангары» на Байконуре. И сейчас власти этой страны здорово нервничают, потому что не могут понять логику российской стороны – межправительственные договоренности есть, ракета, как обещается, в будущем году будет, но Россия (то есть фактически Роскосмос) уклоняется от ответа, будет ли она участвовать в «Байтереке». «Роскосмос не давал нам прямых ответов, но, правда, намекнул, что решение этого вопроса зависит от позиции казахстанской стороны», – заявил недавно изданию Nomad заместитель председателя Национального космического агентства Казахстана Мейрбек Молдабеков.

Позиция Казахстана вполне понятна – если Россия «садит» «Ангару» в Восточном, то строить этой ракете стартовый стол в Байконуре и запускать ее оттуда – бессмысленно. Поэтому, видимо, нигде в публичных документах, касающихся космодрома Восточный, упоминания об «Ангаре» пока нет. Потому что Казахстан, в свою очередь, убедившись в том, что Роскосмос все же решил запускать «Ангару» из Амурской области, может создать такие условия для работы на Байконуре, при которых даже пилотируемые пуски к МКС на российских кораблях станут невозможны, не говоря уже о запуске коммерческих спутников с казахстанского космодрома. И в связи с этим возникает два закономерных вопроса. Первый – зачем российскому космическому ведомству нужно было «убивать» проект «Русь-М» и идти тем самым на резкое обострение отношений с Казахстаном по поводу места запусков РН «Ангара»? И второй – что будет взлетать с Восточного, если российское правительство придет к выводу, что не надо лишний раз ссориться со своим южным соседом, пока не построен собственный базовый коммерческий космодром, и решит, что пусть лет десять «Ангара» полетает с «Байтерека» (тем более что от России денег за это не просят – нужно руководство этим проектом да сами ракеты)? Ответа на первый вопрос нет. Ответ на второй – есть. В 2015 году с космодрома Восточный уйдет в небо первый «Союз-2» производства самарского «ЦСКБ-Прогресс». Машина хорошая, надежная. Но среднего класса, и в основе ее лежит все та же знаменитая «семерка» Сергея Королева – первая межконтинентальная баллистическая ракета, принятая в СССР на вооружение в 1960 году. Но тяжелую ракету она, естественно, не заменит.

Новости партнеров

Новости партнеров

Tоп

  1. Баланс ФРС сокращается рекордным темпами с 2009 года
    После трех месяцев беспрецедентного роста баланс Федеральной резервной системы «тает» рекордными с 2009 года темпами. Что это, изъятие долларов или отказ от стимулов, и какие последствия могут быть для рынков?
  2. Renault Kaptur как зеркало «турбо революции»
    Турбомоторы осваивают массовый сегмент авторынка: до России добрался обновлённая модель Renault Kaptur, которая выделяется турбированным двигателем, разработанной французской маркой совместно с германским концерном Daimler.
  3. Инвесторы поставили на Байдена
    Предвыборные настроения в США изменились буквально в последние недели. Аналитик обращает внимание на новые риски для России
Реклама