Вах в помощь

Александр Попов
6 июня 2012, 12:30
Фото: ИТАР - ТАСС
Мост, соединяющий Югру и Томскую область, достроят к 2014 году

Сегодня в Ханты-Мансийске было подписано соглашение о строительстве мостового перехода через реку Вах. Подписи под документом поставили губернаторы Ханты-Мансийского автономного округа (Югры) и Томской области Наталья Комарова и Сергей Жвачкин. Событие вроде бы мелкое, но символичное – многострадальный мост, соединяющий два российских региона, давно превратился в долгострой. Как из-за своей цены, так и из-за разногласий об источниках финансирования.

По сообщению пресс-службы Томской области, строительно-монтажные работы на мостовом переходе планируется завершить в 2014 году. Томская область в течение трех лет вложит в строительство более 455,7 млн рублей. «Сегодня мы строим мост не ради моста, а для того, чтобы соединить два региона», – подчеркнул губернатор Жвачкин. Еще в марте Наталья Комарова говорила, что ХМАО до 2014 года вложит в строительство объекта почти 2,3 млрд рублей.

Мост через реку Вах (правый приток Оби) длиной 4 км соединит два города, расположенных по соседству – Нижневартовск в ХМАО и Стрежевой в Александровском районе Томской области. Точнее, соединит два города не сам мост, а дорога, частью которой он станет. Стрежевой – центр нефтедобычи, но для томских властей – вечная головная боль. До Томска отсюда – 900 км, автодороги нет, поэтому сообщение – только на самолете. Неудивительно, что жители нефтеграда давно уже ездят за продуктами, одеждой, товарами повседневного спроса, а также для того, чтобы улететь или уехать в другие города и страны, в Нижневартовск. Кроме потерь для бюджета Стрежевого, такое положение явно несправедливо, ведь единственным средством связи между городами пока является платная паромная переправа. Поток машин к ней не прекращается круглыми сутками, перед въездом на баржу выстраиваются километровые очереди. Ширина позволяет передвигаться машинам только в одном направлении. Прилегающий понтон через протоку готов на 95%, а основной мост – уже наполовину. Это все, что успели построить до финансового кризиса.

Договоренность между Томской областью, ХМАО и Минтрансом РФ о строительстве капитального моста через Вах была достигнута еще в мае 2006 года. Соглашение о долевом участии в строительстве моста два региона подписали в январе 2007 года. Согласно документу, ХМАО оплачивает половину стоимости строительства, остальная часть распределяется пополам между Федеральным дорожным агентством и администрацией Томской области. Строительство началось в августе 2009 года на средства ХМАО и федерации, томичи тогда были вынуждены секвестрировать свой бюджет и обязательства не исполнили. На объекте, изначальная стоимость которого составляла около 4 млрд рублей, успели освоить половину средств и возвести опоры. После чего общая стоимость моста за счет добавления в проект подъездных путей и других сооружений выросла до почти 9 млрд рублей.

Руководство Томской области обещало, что в 2012 году возобновит финансирование строительства моста – в рамках той доли, под которой подписывалась ранее. Хотя бывший губернатор Виктор Кресс еще прошлой осенью предлагал разделить финансирование следующим образом. Сам мостовой переход (его стоимость около 5 млрд рублей) на 50% оплачивает ХМАО, а вторую половину – пополам Томская область и Федеральное дорожное агентство. Подходы же к мосту со стороны ХМАО (прямая магистраль) стоимостью около 4 млрд рублей Кресс оплачивать не хотел, предлагая целиком возложить их на бюджет Югры. «Они там запроектировали автобан, хотя, конечно, и нашим стрежевчанам будет приятно по этой дороге ездить. Но это на территории Ханты-Мансийского автономного округа! Ну, хотите, еще десять автобанов стройте, ради бога. Я считаю, что я прав», – обосновывал тогда свою позицию губернатор.

Подробности нового соглашения не раскрываются. Однако размер озвученной суммы доказывает, что Томская область не собирается сильно тратиться на стройку. Хотя новая «дорога жизни», как давно прозвали переправу через Вах стрежевчане, очевидно, больше нужна именно жителям томского нефтеграда. Тем не менее подписанное соглашение – один из довольно редких примеров горизонтальной интеграции двух соседних регионов ради реализации большого проекта, имеющего социальное и экономическое значение.