Пиво больше не пиво

Наталья Литвинова
8 июня 2012, 09:10

9 июня, в День пивовара, больше 200 российских пивзаводов откроются для посещения любым желающим. Акция «Открытые двери» пройдет в 38 городах страны (от Калининграда до Камчатки), пивовары готовы не только показать без утайки весь технологический процесс приготовления пива, но и провести для посетителей дегустацию своих фирменных сортов.

Фото: ИТАР-ТАСС
Пивоварни приглашают посетителей на день открытых дверей накануне существенных ухудшений правил игры

Эта акция пивоваров, призванная продемонстрировать их максимальную открытость – «чтобы каждый делал собственные выводы о производственном процессе, а не руководствовался кем-то выдуманными мифами» (как сказал Исаак Шепс, президент компании «Балтика»), – сегодня актуальна для отрасли как никогда. Дело в том, что с 1 июля в силу вступают поправки в федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», принятые еще в декабре прошлого года. Согласно новому закону пиво отныне регулируется теми же правилами, что и крепкая алкогольная продукция. На него распространяются и правила продажи алкоголя – запрет на продажу в ночное время и в нестационарных точках; и правила рекламирования продукта – то есть полный запрет на рекламу, кроме мест продажи и интернета. (Тем временем депутаты Госдумы уже внесли на рассмотрение поправки в закон «О рекламе», по которым пиво будет изгнано также и из Сети.) Впрочем, с этими поправками пивовары готовы как-то согласиться, поскольку и сами выступают за ответственное потребление своего продукта.

Но есть два существенных момента, которые вызывают у представителей отрасли очень негативную реакцию. Во-первых, это появление в законе нового определения пива, которое, по сути, принуждает пивоваров ограничивать рецептуру по использованию соложенного и несоложенного сырья вопреки сложившимся традициям и международной практике пивоварения, и введение нового понятия «напитки на основе пива» (пивные напитки). Вторая проблема – внесение в технический регламент «О безопасности алкогольной продукции», принимаемый странами-участниками Таможенного союза, нормы запрета на розлив пива в пластиковую тару. Ни первое, ни второе ограничение не имеет под собой никаких научно доказанных обоснований. Адепты этих запретов (участники рынка считают ими водочное лобби и Росалкогольрегулирование – РАР) на различных совещаниях говорят о некоем вреде здоровью, наносимом несоложенными продуктами и пластиковой тарой, но доказательств ни разу не предоставили. Тем не менее обе эти нормы перекочевали в законы, и если технический регламент по Таможенному союзу пока не принят (утверждение его российской стороной назначено на 26 мая), то ограничение пропорций соложенного и несоложенного сырья в пиве произойдет уже 1 июля – в пропорции 50 на 50. А с 1 января следующего года – 80 на 20. Это значит, что огромное число известных и любимых потребителями сортов, таких как рисовое японское, кукурузное американское, фруктовое бельгийское, все сорта пшеничного пива и многие другие, потеряют право называться в России пивом и превратятся в пивные напитки. Почему? Нет ответа на этот вопрос. Экономически для отрасли это будет означать необходимость сильно нарастить импорт ячменя для солодоращения и готового солода на 1 млн тонн, что вызовет удорожание готового продукта на 15-20%.

Запрет пластиковой тары для розлива пива также скажется на ценах продукта. Сегодня около 50% всего объема производимого пива продается именно в пластиковой упаковке, стоимость продукта в которой на 40-60% меньше, чем в стеклянной или алюминиевой банке. Впрочем, чуть ли не сильнее пивоваров озабочены этим решением непосредственно производители пластиковой тары. «На нужды пивной отрасли используется около 30% нашей продукции, – отмечает Владислав Кузнецов, генеральный директор компании "Сибур", производящей ПЭТ-гранулят. – Участники рынка вложили 1,5 млрд долларов инвестиций в свои мощности, которые далеко не загружены. В случае принятия запрета загрузка снизится еще на 20%, ни о каком дальнейшем развитии отрасли речи просто не будет». Ежегодные потери отрасли производители ПЭТ-преформ оценивают в 450 млн долларов в год, и перспектив по поиску новых сегментов реализации своей продукции у них практически нет.