Поехали на юг

Вадим Пономарев
8 июня 2012, 13:19

Российские автомобильные концерны АвтоВАЗ и Sollers намерены запустить производство автомобилей в Казахстане. Об этом заявил президент России Владимир Путин. «Две наши компании - это известный АвтоВАЗ и "Соллерс" - намерены здесь осуществить свои инвестиции. Выпуск автомашин намечается на казахстанской земле. На первом этапе до 100 тысяч единиц», - сказал он по итогам переговоров с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым.

Фото: Эксперт Online
АвтоВАЗ» хочет компенсировать падение продаж на Украине Казахстаном

Что и как будет выпускать в Казахстане компания Вадима Швецова, пока не совсем ясно, хотя, видимо, это будут какие-то модели «УАЗиков», которые успешно топчут казахское бездорожье еще с советских времен. АвтоВАЗ же еще в ноябре прошлого года подписал с казахстанскими автосборочным заводом «Азия авто» и национальной компанией «Социально-предпринимательская корпорация "Ертис"» меморандум о создании совместного предприятия (СП) по выпуску автомобилей мощностью 120 тыс. единиц в год с объемом инвестиций 500 млн долларов в Восточно-Казахстанской области.

Первичная производственная база для этого проекта уже есть. «Азия авто» в Усть-Каменогорске уже десять лет собирает четыре модели автомобилей Skoda, пять – Chevrolet, семь – KIA и, конечно, тольяттинскую «Ниву». Однако это в основном крупноузловая сборка. А казахские партнеры АвтоВАЗа хотят полный цикл производства. Поэтому российско-казахстанское СП в этом году собирается начать строить завод по производству Lada, включающий в себя линию сварки кузовов, их окраски, сборки и выпуск некоторых комплектующих. Запуск первой очереди производства в 90 тыс. автомобилей в год планируется в 2015 году, второй очереди, рассчитанной на 30 тыс. автомобилей в год, – в 2017 году. Автомобили, произведенные в Казахстане, предполагается реализовывать на рынках стран Средней Азии, в Закавказье, Сибирском и Дальневосточном округах России.

Казахстанский завод, конечно, отражает желание АвтоВАЗа закрепиться на южном направлении рынка сбыта своих машин и отчасти компенсировать падение продаж за пределами западной  границы России. Его крупнейшим экспортным рынком была Украина, где собираются «семерки», «девятки» и «десятки». И в прошлом году российский автоконцерн продал на украинском рынке 29 тыс. автомобилей Lada (это на 17% больше, чем в 2010 году), став безусловным фаворитом этого рынка. Но уже в первом квартале этого года ему пришлось уступить украинский пьедестал почета корейскому концерну Hyundai, потому как продажи автомобилей Lada на Украине в этот период времени упали на 42%, до 3,8 тыс. машин, по сравнению с первым кварталом 2011 года. И доля АвтоВАЗа на украинском рынке снизилась с 16,2% до 8,7%.

При этом в самой России продажи машин Lada за четыре месяца этого снизились на 13,6%, до 159,49 тыс. автомобилей. Но за счет того, что ситуация на других рынках (кроме России и Украины) была более стабильной, общий объем сокращения продаж АвтоВАЗа за январь–апрель этого года (по сравнению с аналогичным периодом предыдущего) составил «всего» 9%. Поэтому желание крупнейшего отечественного (пока) производителя автомобилей через Казахстан закрепиться на всем среднеазиатском рынке вполне естественно. Вопрос в том, удастся ли ему при этом удержать 25% автомобильного рынка в самой России. По прогнозам аналитического агентства «Автостат», к 2014 году парк легковых автомобилей в России превысит 40-миллионную отметку (в 2011 году было 35,7 млн авто). Причем больше половины этого числа будут составлять иностранные автомобили (сейчас – 16,5 млн, или 46%). «Тенденция изменения структуры парка связана с тем, что пополнение парка происходит за счет иностранных автомобилей, как локальной сборки, так и импортируемых», – отмечает аналитик агентства «Автостат» Азат Тимерханов. Однако, поскольку появления новых отечественных автомобилей марки «ГАЗ», «Иж» и «Москвич», по мнению аналитика, уже не произойдет, обновление парка отечественных машин ожидается в основном за счет продукции АвтоВАЗа.