Лифты как нацпроект

Александр Попов
13 июля 2012, 11:23
Фото: ИТАР-ТАСС
Аман Тулеев обратился к Дмитрию Медведеву с просьбой разработать федеральную целевую программу замены лифтов

Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев обратился к председателю правительства РФ Дмитрию Медведеву с просьбой разработать федеральную целевую программу замены лифтов. По мнению главы региона, ни один субъект федерации в одиночку «вытянуть» этот вопрос не сможет. Между тем с лифтами в России надо что-то делать, их срок службы зашкаливает, из-за чего во многих высотных домах подъемные механизмы пора уже останавливать – иначе они могут не просто ломаться, а падать.

Тулеев напоминает, что нормы Жилищного кодекса РФ относят лифты к общему имуществу собственников помещений в многоквартирных домах. Наряду с окнами и дверями в подъездах, лестничными пролетами и лампочками в коридорах между квартирами. А раз так, то бремя содержания лифтов ложится на плечи собственников (причем на тех, кто живет на первых этажах, тоже). И все бы хорошо, да только высотные дома, чаще всего – стандартные панельные девятиэтажки, по всей стране передаются в руки создаваемых товариществ собственников жилья (ТСЖ) и подобных структур, мягко говоря, не в самом приличном состоянии. В результате из всего списка проблем содержания жилья именно замена лифта оказывается самой дорогостоящей процедурой. Средняя стоимость лифта – 1,3 млн рублей, чем выше дом, тем оборудование дороже. К тому же в домах с отработавшими срок службы лифтами проживает большое число пенсионеров, для которых самостоятельное решение проблемы восстановления или замены старых лифтов невозможно, пишет премьеру Тулеев.

По оценке губернатора Кузбасса, только в его регионе в жилищном фонде эксплуатируется около 5 тыс. лифтов, многие из которых уже выработали свой ресурс (срок их службы превышает 25 лет). Машины не соответствуют требованиям безопасности, ресурсосбережения, пожарозащищенности, не предназначены они и для маломобильных групп граждан (впрочем, для последних в России вообще мало что предназначено). Между тем, согласно постановлению правительства РФ «Об утверждении технического регламента о безопасности лифтов», принятому в 2010 году, требуется заменить все лифты, отслужившие по 25 лет, а не по 33 года, как требовалось раньше. По расчетам администрации Кемеровской области, в течение ближайших пяти лет региону необходимо модернизировать и заменить более 2 тыс. лифтов, на это необходимо около 2,6 млрд рублей.

По программе капитального ремонта жилья, действующей в Кузбассе, за 2010-2012 годы заменен 801 лифт. На эти цели из областного бюджета направлено более 1,1 млрд рублей. «Решить проблему в целом силами регионального бюджета и собственников жилья нереально. Вместе с тем данная ситуация может привести к остановке более одной трети вертикальных подъемников, отработавших свой ресурс. Считаю, что при росте тарифов на жилищно-коммунальные услуги проблема лифтов неизбежно приведет к ухудшению социальной обстановки в обществе. Поэтому разработка федеральной целевой программы замены лифтов – вопрос назревший и крайне актуальный», – заявил Аман Тулеев.

Стоит отметить, что общей статистики по «лифтовому хозяйству» России пока нет. Но собрать ее при необходимости не будет большой проблемой. Например, по данным Западно-Сибирского управления Ростехнадзора по Новосибирской области, в этом регионе зарегистрировано 9,5 тыс. лифтов, установленных в жилом секторе. Из них 1,5 тыс. уже отработали свой нормативный срок. По оценке специалистов службы, только в Новосибирске ежегодно нужно модернизировать 400-500 лифтов. Однако в 2011 году в городе удалось заменить всего 66 подъемных механизмов. Ситуация в столичных регионах отличается, скорее всего, лишь цифрами – лифтов там явно больше.

В столице Сибири еще в 2004 году была принята 10-летняя муниципальная программа модернизации лифтового хозяйства. В прошлом году мэр города Владимир Городецкий констатировал, что благодаря этой программе в городе удалось заменить или модернизировать более 2,1 тыс. лифтов. Причем полностью – за бюджетные средства. Но новый техрегламент, на который в своем письме премьеру ссылается и Аман Тулеев, заставляет муниципалитеты спешить и искать дополнительные источники финансирования. По словам Городецкого, за оставшиеся четыре года действия программы необходимо заменить или модернизировать в Новосибирске еще 2,3 тыс. лифтов, на что потребуется порядка 2,5 млрд рублей. «Для городского бюджета это значительная сумма, поэтому сейчас рассматриваются различные варианты софинансирования. Поставщики оборудования и банки готовы предоставить рассрочку или кредит на срок от трех до пяти лет. Кроме того, планируется подготовить областную программу, где на работы по замене и модернизации лифтов будет предусмотрено финансирование из трех источников: 10% – бюджет области, 60% – бюджет города и 30% – средства собственников», – говорил Городецкий.

В текущем году в планах – замена 533 лифтов. Учитывая среднюю стоимость нового лифта (600-900 тыс. рублей), к которой добавляются расходы на доставку и установку (примерно 500 тыс. рублей), становится очевидно, что 500 млн рублей, заложенных в бюджете Новосибирска, на все про все не хватит (в 2013 году запланировано потратить на эти цели около 400 млн рублей). И в среднем с каждой квартиры (30-процентная доля) необходимо будет собрать около 13 тыс. рублей. Очевидно, что программа, построенная на софинансировании со стороны собственников, не пойдет гладко. Видимо, поэтому губернатор Кузбасса и решил попросить помощи в федеральном центре. В остальных регионах рассчитывают все-таки на активное участие жильцов. «Ежемесячная плата с учетом рассрочки на три года, по нашим подсчетам, составит примерно 5 рублей с квадратного метра в месяц. Или примерно 250 рублей ежемесячно с квартиры в течение трех лет. Не слишком смертельно. Участие собственников – это правильно. Если ты дал копеечку – будешь следить за тем, что на нее приобрели», – говорил в интервью сайту НГС генеральный директор новосибирской УК «СПАС-Дом» Владимир Булычев.