Новый порт

Вадим Пономарев
23 июля 2012, 12:03
Фото: ИТАР-ТАСС
Правительство и крупнейший отечественный независимый газодобытчик – НОВАТЭК, начали строить арктический порт «Сабетта»

В северо-восточной части полуострова Ямал, на западном берегу Обской губы, в пяти километрах к северо-востоку от вахтового поселка Сабетта был заложен первый камень в основание нового российского порта Сабетта. Этот арктический порт предназначен для обеспечения перевалки углеводородного сырья Южно-Тамбейского месторождения, расположенного на полуострове Ямал, и поставок природного газа, нефти и газового конденсата морским транспортом в страны Западной Европы, Северной и Южной Америки и страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Федеральный бюджет в 2012–2016 годах выделяет на реализацию этого проекта 47 млрд рублей. «Это в части строительства порта и подходов к нему. Основные деньги — это 50 километров канала, порядка 115 млн кубометров грунта должно быть вырыто, строительство ледозащитных сооружений и средства навигационного обеспечения. Вот это — обязанности Российской Федерации», — подчеркнул РИА «Новости» заместитель министра транспорта Виктор Олерский. 25 млрд рублей в строительство нового порта вкладывает крупнейшая отечественная газодобывающая компания «НоваТЭК», которой принадлежат права на разработку Южно-Тамбейского месторождения. Она же станет и основным грузоотправителем через новый порт. К 2016 году «НоваТЭК» намерен построить возле Сабетты завод по производству сжиженного природного газа  (СПГ). Поэтому, по словам главы Минтранса Максима Соколова, перевалка СПГ через новый морской порт в 2016 году ожидается в объеме 5 млн тонн в год, а к 2018 году достигнет 15–16 млн тонн. В теплую половину года в Арктике (с июля по ноября) «НоваТЭК», по данным Минтранса, планирует поставку СПГ с полуострова Ямал в страны АТР по восточному маршруту — через Берингов пролив, оставшиеся семь месяцев — по западному маршруту (через Атлантический океан).

При этом в Минтрансе надеются, что к 2020 году грузооборот через новый арктический морской порт увеличится до 30 млн тонн в год, поскольку Сабетта к этому времени должна стать не только специализированным портом по отгрузке сжиженного природного газа, но и одной из опорных точек на трассе Северного морского пути (вдоль российского побережья Северного ледовитого океана. Поэтому первые работы по строительству порта и подходов к нему начнутся уже в августе этого года. «Росморпорт» уже объявил конкурс на постройку до осени 2013 года подходного четырехкилометрового канала, акватории вспомогательных причалов и береговых средств навигационного оборудования нового морского порта. Параллельно планируется начать на берегу строительство причалов для приема крупногабаритных технологических модулей завода СПГ и строительных материалов. Они начнут поступать в Сабетту в июле 2014 года. Вторым этапом строительства береговых сооружений нового российского морского порта станет создание причалов для отгрузки СПГ и газового конденсата.