Ставка на зеро

Москва, 09.07.2012
Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) обнародовала доклад о состоянии отечественного рынка авиаперевозок. Эксперты ассоциации пришли к выводу, что нашим авиакомпаниям уже в самое ближайшее время угрожает коллапс, если не удастся побороть монополизм поставщиков, снизить цены на керосин и обнулить НДС на внутренних маршрутах.

Фото: ИТАР-ТАСС

То, что мировой рынок авиаперевозок переживает кризис, стало ясно еще несколько недель назад. В начале лета Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) опубликовала свои прогнозы, согласно которым убытки европейских авиаперевозчиков в 2012 году из-за долгового кризиса в регионе и начавшейся рецессии превысят 1,1 млрд долларов. В предыдущем прогнозе IATA утверждала, что потери европейских компаний составят только 600 млн долларов. Но долговой кризис в Испании и Греции заставил ассоциацию эти данные скорректировать. В то же время IATA оставила без изменений прогноз по прибыли всех крупнейших мировых авиакомпаний за год. В марте ассоциация снизила этот показатель с 3,5 млрд долларов до 3 млрд. Годовая выручка перевозчиков ожидается на уровне 630 млрд долларов. Как отмечают в ассоциации, прибыль мировых авиакомпаний постепенно снижается уже второй год подряд. В 2010 году этот показатель превысил 16 млрд долларов, а в 2011 году составил 7,9 млрд долларов. В текущем году, как считают в IATA, на заработках авиакомпаний может сказаться не только долговой кризис еврозоны, но и нестабильность цен на топливо.

Финансовое же положение российских авиакомпаний намного хуже, чем в Европе. Несмотря на высокие темпы роста авиаперевозок (в 2011 году – около 11%, в первой половине 2012 года – 20%), деятельность отрасли является нерентабельной. По данным Транспортной клиринговой палаты (ТКП), из 35 ведущих авиакомпаний страны 22 завершили 2011 год с отрицательным результатом от основной деятельности. По сравнению с 2010 годом количество убыточных авиакомпаний увеличилось на четыре. Их общий финансовый убыток от воздушных перевозок составил 14,5 млрд рублей против 4 млрд рублей прибыли в 2010 году.

По словам председателя Комитета АЭВТ по финансовой деятельности Фарида Исхакова, за пять лет количество эксплуатантов воздушного транспорта в России уменьшилось на треть. При этом только за последний год из конкурентной борьбы выбыло 37 авиакомпаний. В настоящее время более 95% авиаперевозок в России выполняют 35 авиакомпаний. Для сравнения: в Европе в 2011 году функционировало 976 авиакомпаний, имеющих лицензию на коммерческую деятельность.

Особенно плохое финансовое состояние по авиаперевозкам сложилось на внутренних воздушных линиях. Они, по словам Исхакова, просто нерентабельны. По данным ТКП, в 2011 году финансовый результат перевозок на внутренних линиях достиг убытка в 26 млрд рублей, увеличившись за год на 10 млрд рублей, или на 62%. При этом доля внутренних перевозок в общих объемах в течение последних лет стабильно снижается.

На многих внутренних воздушных линиях авиакомпаниям приходится конкурировать не столько между собой, сколько с дешевым наземным транспортом. Там, где другого транспорта, кроме авиации, нет, величину тарифов ограничивает низкая покупательная способность населения.

Среди главных проблем, ограничивающих развитие российских авиакомпаний, эксперты АЭВТ выделяют две.

Во-первых, неконтролируемый рост цен на авиакеросин из-за локального монополизма топливозаправочных компаний. В течение последних четырех лет темпы роста стоимости авиакеросина превышают рост среднего пассажирского тарифа. Исходя из данных ТКП, средний рост пассажирского тарифа в 2011 году составил 11,8% при среднегодовом росте стоимости авиатоплива в 30%.

В прошлом году российские перевозчики столкнулись со значительным ростом цен на топливо в осенний период. Причинами явились спекулятивные настроения на биржах, где спрос многократно превышал предложение, а также сокращение запасов керосина у поставщиков. В целом по отрасли расходы на топливо в себестоимости пассажирских перевозок по итогам 2011 года составили 30,7%, увеличившись на 4,15 процентных пункта по сравнению с 2010 годом.

Во-вторых, непрозрачный механизм регулирования деятельности аэропортов, в частности отсутствие градации на аэропорты с низким и высоким пассажиропотоком. В результате требования по содержанию спецподразделений и персонала приводят к повышенным расходам на оплату труда и на сопутствующие обязательные страховые отчисления. Это прямо относится на себестоимость аэропортовых услуг и перекладывает финансовое бремя на авиаперевозчиков в виде ежегодно растущих аэропортовых ставок. Рост ставок за последние пять лет за разные виды наземного обслуживания составил от 119% до 211%, за аэронавигационное обслуживание внутри страны – 124%, а по международным вылетам и вовсе почти 200%. Доля расходов на аэропортовое и аэронавигационное обслуживание в себестоимости авиакомпаний является существенной. По данным ТКП, за 2011 год доля указанных расходов составила 20,3%.

«Ввиду повышенной финансовой нагрузки на авиапредприятия и рыночных ограничений роста тарифов авиаперевозки находятся в затруднительном положении», – делают выводы эксперты АЭВТ. По причине хронической убыточности происходит деградация перевозок на внутренних линиях. Особенно это относится к региональным линиям – за последние 15-20 лет число таких линий сократилось в стране в четыре раза, а парк воздушных судов, обслуживающих региональные и местные авиаперевозки, – почти в 10 раз.

Себестоимость перевозок на воздушных судах малой емкости существенно выше, чем на среднемагистральных воздушных судах. Себестоимость таких перевозок в большинстве случаев превышает возможности населения по оплате услуг воздушного транспорта, что определяет их убыточность. Так, по имеющимся оценкам, каждый авиапассажир готов в среднем платить не более 3,5 рубля за 1 километр полета. Себестоимость перевозки одного человека на это расстояние на самолетах малой емкости может доходить до 7 рублей. Таким образом, в настоящее время у авиакомпаний отсутствуют финансовые возможности развития авиаперевозок по внутренним воздушным линиям. Внутренние резервы авиакомпаний по увеличению доходов и сокращению эксплуатационных расходов исчерпаны. Очевидная убыточность перевозок на внутренних линиях, в свою очередь, приводит к закрытию авиалиний, банкротству авиаперевозчиков, сокращению аэродромной сети и других объектов наземной инфраструктуры.

Выход из этой ситуации эксперты АЭВТ видят в обнулении НДС на внутренних рейсах. Эта мера приведет к потере доходов бюджета в размере 35 млрд рублей, но зато региональная авиация будет спасена. «Такая потеря является достаточно несущественной, так как составляет всего 0,3% ВВП, – говорится в докладе. – Но без нее отрасль авиаперевозок ждут непоправимые последствия».

Вопросы снижения стоимости авиаперевозок на внутренних рейсах были рассмотрены зимой прошлого года на совещании у тогдашнего вице-премьера правительства Сергея Иванова. «На нем в числе прочих необходимых мероприятий для снижения стоимости авиаперевозок было признано установление ставки НДС в размере 0% на реализацию перевозок на внутренних воздушных линиях. Поручение о представлении предложений об установлении ставки НДС в размере 0% было дано Минфину РФ, Минэкономразвития РФ и Минтрансу РФ сроком до 1 июля 2011 года», – говорится в докладе АЭВТ. Однако до настоящего момента вопрос установления ставки НДС в размере 0% на реализацию перевозок на внутренних воздушных линиях так и не решен.

У партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Сбить корону с вируса
      Нынешняя эпидемия коронавируса не первая и вряд ли последняя. Нам не удастся ее избежать, но уменьшить масштаб вполне по силам. Одно из решений — массовая установка систем воздухоочистки
    2. Идентификация «Сети»
      Террористы или невинные жертвы системы? За что семь молодых мужчин получили 86 лет тюрьмы
    3. Проблема Сбербанка решена
    Реклама