Кризис конца света

Москва, 01.08.2012

Фото: picvario.com/ Russian Look

Один из симптомов сегодняшнего идеологического кризиса – постоянное ожидание конца света. Подобным симптомом отметил кризис своей эпохи Даниэль Пауль Шребер. Наступлению конца даются научные объяснения – от уничтожения нашествием инопланетных чужих до потопа в результате глобального потепления. Астероиды, цунами, озоновые дыры – возможные рационализации на тему конца света. Согласно русской «Википедии» со ссылкой на ученых, «конец света произойдет ориентировочно в октябре 2008 года вследствие запуска Большого адронного коллайдера. В этой связи наиболее часто упоминается теоретическая возможность появления в коллайдере микроскопических черных дыр, а также теоретическая возможность образования сгустков антиматерии и магнитных монополей с последующей цепной реакцией захвата окружающей материи». Интересно не только то, что идея конца света структурируется физическими понятиями и активно распространяется различными медиа, но и называется при этом долгожданной. Конец света глобально опосредован, опутан сетями масс-медиа-предвкушений. Все время что-то случается. Должно случиться нечто большее, нечто еще более реальное. Это уже не бред одного судьи Шребера. Это долгожданное медиазрелище, которое так хочется пережить. Желание пережить конец света парадоксальным образом указывает на то, что конец света – еще не конец, ведь иначе его не пережить, не выжить, иначе о нем не свидетельствовать. Шреберу это хорошо известно, ведь голоса ему не раз говорили, что «конец света – противоречие в себе». Шребер переживает конец света в силу своей избранности; он – мать новой постапокалиптической расы. Дискурс конца света оборачивается дискурсом бессмертия.

Конец света – вечная отсрочка конца света. То, что очередное предсказание не сбывается, ведет в мире медиального бессмертия лишь к назначению новой даты. В этом мире конец света – виртуальное шоу. В интернете можно найти «расписание концов света на ближайшие годы». «Википедия» перечисляет оккультно-научные предвкушения: конец света в длинном счете календаря майя должен произойти 21 декабря 2012; согласно некоторым расчетам, он приходится на 12 декабря 2012 года, когда состоится солнечное затмение с прохождением диска Солнца через плоскость нашей Галактики. Согласно древнескандинавской мифологии, 2013 год – год конца света Рагнарока. По предсказанию 2000 года российского астролога Марша конец света будет в 2020 году. 21 января 2021 конец света наступит согласно некоторым индейским пророкам и Ричарду Бойлану. 13 ноября 2026 года – возможен демографический конец света. 26 октября 2028 года все живое может погибнуть в результате падения астероида в районе Сиднея. 2034 год станет финалом человечества согласно прорицанию российского контактера Олега Соломенникова. В 2036 году на Землю может упасть астероид Апофис 99942. Согласно расчетам Рыбалко от 1999 года и Алексеенко конец света придет соответственно в 2049 и 2130 годах.

Почему во времена господства технонауки призрак конца света не только не исчезает, но переживается с необычайной интенсивностью? Сама технонаука усиливает эффект конца света в приближении к той точке сингулярности, за которой говорить о субъекте в сегодняшнем понимании уже совершенно невозможно. Впрочем, если эта точка еще впереди, то другая точка, похоже, уже позади: название знаменитой книги Френсиса Фукуямы 1992 года говорит само за себя – «Конец истории и последний человек». Является ли этот конец истории просто одним из политических воплощений идеологии «эндизма» или он представляет собой возврат к модернизму, к новому Большому Рассказу Победившего Либерализма? Этот возврат происходит вместе со стремлением искоренить гетерогенность постсовременной парадигмы. Тотализирующее движение технонауки, впрочем, не способно совершить окончательное замыкание, а точнее, в терминах Лакана произвести окончательную форклюзию субъекта, его насильственное исключение, лишение прав на существование. Большой Рассказ Технонауки оказывается в символическом кризисе, подобном описанному Шребером. Конец истории, объявленный Фукуямой, производит эффект очередного конца света. Когнитивно-поведенческая машина по имени «человек» продолжает порождать призраки эффекта субъективности, в том числе и призрак конца света как (конца) эффекта субъективности.

Конец истории – это конец противоречий, предполагающий, что больше нет условий для развития паранойи, поскольку враг – призрак коммунизма – побежден. Однако триумф либерального капитализма объявлен, как отмечает Жак Деррида, лишь для того, чтобы скрыть, причем в первую очередь от самих себя, тот факт, что триумф этот «никогда не был столь хрупким, в угрожающем состоянии, в каком-то смысле катастрофическим…». Сам дискурс конца истории как дискурс конца света оказывается паранойяльным. Так что нет ничего удивительного в том, что вражеский призрак побежден, но враг возвращается. В мире медиального бессмертия врагом становится тот, кто предположительно не верит в эволюционно лучший из возможных миров. Как будто без врага невозможна человеческая эволюция. Для Фукуямы капиталистический свободный рынок – естественная форма экономической организации, именно логика современных естественных наук движет универсальную эволюцию в сторону капитализма. Так в конце эволюции мы оказываемся перед лицом не субъекта желания, а перед зрелищем поведения натурализованного индивида. Технонаучный дискурс пропитывается логикой мистической неотвратимости естественных законов существования. Когнитивно-поведенческий индивид подчиняется духу локальности мозга и генов. Инженеру-антропотехнологу предстоит операция по изгнанию бесов из машины. Необходимо что-то делать с этим прибавочным элементом, этим преследующим призраком, этим злым духом. В технонаучном смысле экзорцизм необходим, чтобы окончательно приручить индивида к «постидеологическим» потребностям рынка. Управляемый когнитивно-поведенческими рычагами индивид готов к поступлению сигналов непосредственно в мозг. Если такой индивид перестанет осознавать, «что его спонтанное поведение управляется извне, можно ли и дальше продолжать делать вид, что это не имеет никаких последствий для нашего представления о свободной воле?» (Славой Жижек). Не оказывается ли индивид в паранойяльной позиции психического автоматизма?

Когнитивно-поведенческий индивид отчужден в сциентизм. Для Жака Мари Эмиль Лакана, в этом как раз и заключается парадокс современного человека: будучи отчужденным в научный дискурс, он объективирует свою речь в универсальном языке. Объективация речи в универсальном языке вновь возвращает к вопросу Шребера-Лакана: кто говорит? Возвращает к вопросу психотического субъекта, паранойяльность которого усиливается призраками технонауки, преследующими обитателей масс-медиального онейроида. Тотализация конца света как призрака технонаучного дискурса ведет к паранойяльности самого этого дискурса. Он превращается в то, что Зигмунд Фрейд в 1901 году назвал paranoia scientifica. Эта замыкаемая локальностями мозга и генотипа неопозитивистская парадигма когнитивно-поведенческого индивида удерживает его в рамках воображаемых отношений. Эти отношения и поддерживают паранойяльный режим гниения символического закона, описанный сто с лишним лет назад Даниэлем Паулем Шребером.

Фрагмент из книги Виктора Мазина «Паранойя: Шребер-Фрейд-Лакан». Скифия-принт. СПб, 2009. Сокращенная версия – специально для «Эксперта Online».

Новости партнеров







«Криогенмаш» - по-прежнему стратегический актив Газпромбанка

Новый глава совета директоров предприятия — заместитель председателя правления Газпромбанка Тигран Хачатуров. Перед менеджментом стоит задача разработать новую стратегию «Криогенмаша», который рассматривается Газпромбанком как стратегический актив

ММК переходит с бумаги на «цифру»

В рамках стратегии цифровой трансформации Группа ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» активно заменяет бумажные документы цифровыми – уже в 44 организациях Группы действует система электронного документооборота, разработанная специалистами ММК. Коммерческая версия программы доступна для приобретения сторонними компаниями

Продается ЗАВОД МЕТАЛЛОКОНСТРУКЦИЙ В Красноярском крае

Действующее предприятие с многолетней историей Восточно-Сибирский завод металлоконструкций (г. Назарово, мкр промышленный узел, 8) выставлен на торги. Сейчас его возможно приобрести по минимальной стоимости

Мобильный отряд. Как мобильные решения повышают чек в ритейле

Несмотря на цифровую революцию последних лет до объявления в мире режима самоизоляции именно оффлайн-магазины оставались основным местом совершения покупок. С появлением же COVID-19 цифровизация магазинов стала для многих компаний единственно возможным способом остаться на плаву
Новости партнеров

Tоп

  1. Аналитики Reuters сделали новый прогноз по рублю и валютам EM
    Валюты развивающихся рынков упрочат свои позиции на фоне дальнейшего ослабления доллара и восстановления своих экономик после пандемии
  2. Что увез Александр Лукашенко из Сочи
    На встрече с белорусским президентом в Сочи президент РФ Владимир Путин напомнил об «устойчивой и глубокой» кооперации с Белоруссией по целому ряду направлений и подтвердил намерение продолжать экономическую интеграцию с ней
  3. Германия все настойчивее продавливает свою линию в Европе
    Частично эти перемены объясняются пониманием того, что Германия не имеет выбора и должна стать лидером Европы в набирающей обороты борьбе между США и КНР
Реклама