В июле Центробанк сообщил о выявлении еще трех незаконно действующих точек обмена валюты в Москве, увеличив до 173 количество нелегальных «обменников». Напомним, что ЦБ с 1 октября 2010 года изменил порядок работы кредитных организаций с наличной иностранной валютой. Подразделения, выполнявшие только обмен валюты, были закрыты или их статус изменен — большинство из них преобразованы в дополнительные офисы и операционные кассы вне кассового узла. Кредитные организации должны обеспечить проведение в них не только обмена наличной иностранной валюты, но и иных банковских операций.
Такие подразделения должны располагаться в капитальном здании, не являющемся временным строением. На стенде в помещении должны быть указаны наименование, местонахождение и телефон кредитной организации и ее подразделения, перечень осуществляемых операций, правила и условия их проведения. Если обмен валюты организован в «точке», не расположенной в объекте недвижимости, или такая информация отсутствует, обменный пункт, скорее всего, является незаконным.
Список легальных «обменников» публикуется для того, чтобы клиенты могли проверить, находится ли по адресу, где им предлагают совершить операцию с иностранной валютой, подразделение или филиал банка, имеющее право на осуществление таких операций. Правда, Банк России отмечает, что не по всем адресам, указанным в перечне, могут осуществляться операции с иностранной валютой, так как руководство банка или его филиала вправе самостоятельно решать, какие из разрешенных операций осуществляются в том или ином подразделении, и информировать об этом клиентов.
В соответствии с законодательством, применение мер по фактам незаконной деятельности такого рода относится к компетенции правоохранительных органов. Поэтому Центробанк призывает граждан при обнаружении признаков незаконной деятельности или в случае обмана обращаться в полицию, а также направлять информацию в территориальное учреждение ЦБ РФ.
Главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин отмечет, что количество нарушений в данной сфере за последние годы сократилось, но не только из-за политики Банка России, но и вследствие стабильности курса российской валюты в последние годы, которая сохраняется, несмотря на периодические сильные рыночные движения. «Исходя из данных ЦБ, спрос на валюту стал сравнительно слабо реагировать в последние годы на всплески активности, доля валютных депозитов медленно снижается, — отмечает он. — Административное ужесточение в данной сфере довольно проблематично и стоит довольно дорого, поскольку к каждому «обменнику» надо приставить проверяющего. Более эффективна грамотная макроэкономическая и валютная политика властей. К примеру, согласно опубликованному в начале октября 2011 года проекту основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики до 2014 года, Банк России в 2012 году планирует организовать мероприятия по включению российского рубля в число расчетных валют системы CLS».
Как напоминает аналитик, через CLS Settlement проходит 55% операций на глобальном валютном рынке, а по 17 основным мировым валютам через CLS проводится 95% валютных операций. «В среднем, объем сделок через систему составляет порядка 1,7-1,8 трлн долларов в день. Практически, данное решение ЦБР сделает российский рубль свободно конвертируемым, — говорит он. — Банк России смягчает валютную политику, стимулируя внешние инвестиции, и идет на риски, связанные со снижением его возможностей по управлению курсом национальной валюты, рассчитывая на увеличение ликвидности, снижение волатильности рынка и его конструктивной».
На взгляд аналитика «Инвесткафе» Екатерины Кондрашовой, меры ЦБ по борьбе с нелегальными обменниками не являются особо эффективными. «Ведь зачастую, когда необходимо осуществить операцию с небольшой суммой средств, то вряд ли клиент будет проверять наличие обменника в списках Банка России или спрашивать лицензию непосредственно в самом обменнике, — говорит она. — Совсем другое дело, если сумма крупная. Здесь вероятно, что клиент банка будет более осмотрительным, и лишний раз наведет справки про тот обменник или отделение банка, куда он собирается идти для осуществления операций с валютой. За последние годы опасность нарваться на «обманный обменник» снизилась, так как ЦБ стал регулировать деятельность обменных пунктов. Я полагаю, что нужно продолжать работу в данном направлении и ужесточать политику в отношении пунктов обмена валют, поскольку рынок пластиковых карт еще не достаточно развит, и как показывает статистка, люди по-прежнему больше доверяют наличным деньгам, чем безналичным. Кроме того, своевременный контроль за ситуацией позволит Центробанку оперативно реагировать и вовремя вносить необходимые изменения».
Да, есть обменники, которые просто сменили вывеску на операционные кассы, но продолжают проводить только обменные операции, соглашается консультант департамента Due Diligence «2К Аудит — Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Андрей Чернявский. «Но сама работа ЦБ по выявлению нелегальных обменников правильная, хотя Банк России не правоохранительный орган и может только выявлять нелегальные обменники, а закрывать их должны правоохранительные органы, — говорит он. — В силу того, что в России распространена серая и черная зарплата, пункты обмена валют будут пользоваться спросом еще долго. Также число нелегальных обменников обычно растет в кризис, когда рубль падает и население спешит поменять рубли на валюту».
По визуальному восприятию обменников стало меньше, отмечает начальник отдела методологии оценочной деятельности АКГ «МЭФ-Аудит» Константин Гречухин. «За последнее время стало меньше случаев мошенничеств при операциях в обменных пунктах. Однако и сейчас можно встретить так называемые точки обмена (банковские или нет?) в которых при обмене оказывается, что курс, который объявлен большими цифрами на вывеске, соответствует обмену большой суммы, а ваши 100 долларов пойдут по более высокому курсу. И эта информация также дается только мелкими буквами и в незаметном месте, — говорит он. — Безусловно, потребителю гораздо удобнее и безопаснее иметь дело с банковской структурой, которая предоставит соответствующий сервис. Все же не хочется испытывать дополнительное чувство беспокойства за свои деньги».
С нелегальными обменниками бороться крайне сложно, отмечает аналитик ИФК «Солид» Елена Юшкова, поскольку мошенники часто используют вывески известных банков, фиктивные документы и различные незаконные схемы получения прибыли вплоть до использования фальшивых купюр. «Вне всякого сомнения, борьба с такими организациями необходима, так как их наличие не только создает угрозу для граждан, но и тормозит развитие экономики страны, — говорит она. — Благодаря мерам, предпринятым Центробанком в последние несколько лет, вероятность нарваться на «обманный обменник» сегодня гораздо ниже, чем в начале 2000-х, когда число нелегальных обменных пунктов в Москве доходило до нескольких тысяч. Обмен валюты продолжает оставаться важным направлением деятельности финансовых организаций, поскольку далеко не все люди пользуются пластиковыми картами. При этом клиентам часто необходима наличная валюта (в частности, для поездок за границу, платежей за квартиру и т.д.). Поэтому обменники должны существовать в необходимом количестве и располагаться в зоне доступности, однако их работа должна жестко контролироваться, как, впрочем, и работа любых финансовых организаций».