Телеком под контролем

Екатерина Шохина
14 августа 2012, 09:25

Крупнейший в России сотовый ритейлер «Евросеть» завершил приобретение одного из своих конкурентов — компании «Альт Телеком»; сумма сделки составила около 60 млн долларов, сообщило РИА «Новости» со ссылкой на источник в компании-партнере ритейлеров.

Фото: Эксперт Online
«Евросеть» завершил приобретение одного из своих конкурентов — компании «Альт Телеком»

По информации источника, сделка, инициированная «Евросетью» во второй половине 2011 года, была закрыта в июле. Основным предметом сделки стала переуступка прав аренды на торговые точки. «В "Евросеть" перешли все 520 магазинов "Альттелекома". Какое-то время магазины будут работать под прежней вывеской, но до января 2013 года магазины под этим брендом сменят свое название. Небольшая часть магазинов будет закрыта, остальные будут работать под брендами "Евросеть" и "Билайн" — пропорции пока не определены», — рассказал собеседник РИА «Новости».«Евросеть» отказалась комментировать вопрос о сделке, ссылаясь на соглашение между компаниями. Президент компании Александр Малис лишь отметил, что «Евросеть» в среднем тратит на ребрендинг одного магазина 1 млн рублей. Исходя из этих данных, можно подсчитать, что на ребрендинг всех магазинов «Альттелекома» может уйти около полумиллиарда рублей.

О том, что «Евросеть» намеревается купить «Альттелеком», стало известно еще в декабре прошлого года. Однако тогда приобретаемая компания оценивалась в 70 млн долларов. 

Эксперты и участники рынка утверждали, что покупка «Альттелекома» выгодна акционеру «Евросети» «Вымпелкому», так как позволит удвоить число его монобрендовой сети. Компания «Вымпелком» владеет 49,9% акций Euroset Holding NV, которой принадлежит «Евросеть-ритейл», 50,1% акций владеет Александр Мамут.

По мнению экспертов, окончательная стоимость сделки соответствует рыночной цене. «В целом цена вполне соответствует рыночным уровням. Дисконт теоретически мог быть предусмотрен контрактом, в случае если в среднесрочной перспективе компания не демонстрировала ранее запланированных показателей. Или, что даже более вероятно, так как речь шла преимущественно о переуступке прав аренды, в сделку могли не войти отдельные объекты, что привело к снижению итоговой суммы», — объясняет Анна Мишутина, аналитик ИК «Финам».

По ее мнению, интеграция объектов «Альттелекома» в структуру «Евросети» будет оказывать заметное позитивное влияние на операционные результаты компании и в среднесрочной перспективе положительно отразится на ее капитализации. «"Евросеть" продолжает усиливать позиции не только за счет активного органического роста, но в результате удачных M&A. Такая тактика в условиях весьма насыщенного конкурентного рынка представляется оправданной. Особенно учитывая тот факт, что большая часть объектов "Альттелекома" довольно удачно локализована на наиболее капиталоемких рынках Москвы и области», — говорит Мишутина.

Аналитик «Инвесткафе» Илья Раченков считает сделку вполне естественной для рынка. Как и другие страны, Россию ожидает быстрое становление собственной розницы мобильных операторов.

В России до сих пор продажей мобильных телефонов в большинстве своем занимались не связанные с операторами сотовых услуг ритейлеры, тогда как во всем мире мобильные телефоны продают именно операторы. При этом многие модели телефонов производятся под того или иного оператора, их покупатели привязаны к оператору контрактом и абонентской платой. Таким образом, операторы получают доход не только от продажи номеров, но и от обслуживания телефона — от всевозможных платных функций и доступа в интернет.

«По мере расширения розничных сетей и увеличения численности торговых точек дополнительный доход, приносимый каждой новой точкой, становится все меньше и меньше. Это связано с развитием конкуренции на данном рынке, прежде всего за счет быстрого становления собственной розницы мобильных операторов. Вероятно, с этим фактором, то есть со снижающейся доходностью дополнительных розничных точек, могло быть связано приобретение. Приобретение "Альттелекома" просто позволит "Евросети" (а значит, и "Вымпелкому". — "Эксперт Online") разом увеличить свою долю рынка; органический рост на ту же величину занял бы слишком много времени», — отмечает Раченков.