Как рассказал «Эксперту» источник в «Роскосмосе», его глава Владимир Поповкин уже подготовил соответствующую директиву. Причина отставки тоже хорошо известна — это серия неудачных запусков ракет-носителей «Протон», последний из которых произошел рано утром 7 августа. Тогда ракета-носитель «Протон» с разгонным блоком «Бриз-М» не смогла вывести на расчетную орбиту два спутника связи — российский «Экспресс-МД2» и индонезийский Telecom-3. Специальная межведомственная комиссия, созданная для расследования причин этой аварии, пришла к выводу, что сбой произошел на этапе работы разгонного блока «Бриз-М», который так же, как и сами «Протоны», производит ГКНПЦ имени Хруничева. Во время третьего включения разгонного блока пневматическая гидросистема двигательной установки по какой-то причине не обеспечила необходимое давление в топливном баке, из-за чего прекратилась подача топлива в камеру сгорания и двигатель отключился. В результате спутники, которые должны были быть выведены на геостационарную орбиту, оказались на околоземной. Фактически это означает, что они превратились в космический мусор. Ущерб в результате аварии составил около 8 млрд рублей. Это уже пятый провальный запуск «Протонов» за последние четыре года, в котором так или иначе виноват Владимир Нестеров. Напомним, что он возглавил ГКНПЦ имени Хруничева осенью 2005 года после отставки Александра Медведева, который был снят со своего поста также после провального запуска космического аппарата «Монитор-Э». Но повысить надежность ракет «Протон» Владимир Нестеров так и не смог. Уже в феврале 2006 года «Протон-М» не смог вывести в космос саудовский телекоммуникационный спутник связи «Арабсат-4А». Двигатель все того же разгонного блока «Бриз-М» отработал меньше положенного, в результате чего спутник оказался на нерасчетной орбите. Причиной неполадок стали нарушения в работе маршевого двигателя. В марте 2008 года по той же причине (сбой в работе двигателя разгонного блока) американский спутник AMC-14 не был выведен на орбиту при запуске «Протон-М». В декабре 2010 года после старта «Протон-М» в Тихий океан упали три навигационных космических спутника «Глонасс-М». После этого власти объявили, что авария задержала программу развертывания российской навигационной системы ГЛОНАСС почти на год.
Наконец в 2011 году произошли еще две аварии с космическими аппаратами произведенными в ГКНПЦ. Вначале года ракета «Рокот» не смогла вывести спутник на расчетную орбиту из-за сбоя в системе управления разгонного блока «Бриз-КМ», а в августе 2011 года еще один спутник также оказался на нерасчетной орбите после запуска «Протон-М» и снова из-за неполадок в работе разгонного блока. Этот блок разработан в ГКНПЦ имени Хруничева более десяти лет назад. При этом проблема с маршевыми двигателями, которые создало для «Бриз-М» воронежское КБ химического машиностроения известна специалистам отрасли уже как минимум шесть лет, но устранить ее никак не удается. Все это не могло не вызвать жесткую отповедь политического руководства страны.
На вчерашнем совещании по поводу сложившейся ситуации в космической отрасли премьер-министр России Дмитрий Медведев прямо заявил, что из-за огромного количества аварийных пусков падает авторитет страны как ведущей космической державы, государство несет многомиллиардные убытки. «За последние полтора года потеряно десять спутников. Такого количества аварий не было ни у одной страны, — сетовал премьер-министр. — Но при этом предприятия не несут ни финансовой, ни административной ответственности. И все это происходит на фоне роста государственного финансирования космических программ». По словам Медведева, в ближайшие три года наша космическая отрасль получит из бюджета 650 млрд рублей. Но чтобы эти деньги снова не превратились в космический мусор премьер-министр пригрозил руководителям предприятий увольнением за любые провалы. Это означает только одно — отставкой Нестерова дело не ограничится. Большинство экспертов уверены, что следующей жертвой аварийного пуска «Протона» станет глава КБ химического машиностроения Владимир Петрик, а в случае повторения неудач и гендиректор «Роскосмоса» Владимир Поповкин.