Выпадающие доходы бюджета Курской области в связи с закрытием в августе производства на местом пивном заводе (филиал компании «САН ИнБев») только до конца текущего года составят более 300 млн рублей (из запланированных 828 млн рублей доходов в виде акцизов на пиво). По прогнозным расчетам, в 2013 году «дыра» в областной казне вырастет до 900 млн рублей. Неудивительно, что губернатор области Александр Михайлов уже назвал решение компании «ударом ножа в спину».
Пресс-служба «САН ИнБев» (российское подразделение крупнейшей в мире пивоваренной компании Anheuser-Busch InBev) сообщила о намерении компании в скором времени прекратить розлив пива на мощностях курского завода еще 7 августа. Филиал в Курске включает в себя солодовенное (65 тыс. тонн в год) и пивоваренное (10 млн дал пива в год) производства и располагает тремя линиями розлива: в стеклянную бутылку, ПЭТ и кеги. Основные марки выпускаемого здесь пива – «Пикур», «Волжанин», «Толстяк», Bagbier, «Клинское», «Сибирская корона», Lowenbrau и «Жигулевское». В течение последних лет компания вложила в модернизацию производственных фондов Курского филиала более 310 млн рублей. Всего у «САН ИнБев» в России – девять пивоваренных заводов и пять солодовенных производств.
Андрей Губка, вице-президент компании «Aнхойзер Буш-ИнБев» по правовым вопросам и корпоративным отношениям в странах Центральной и Восточной Европы, на встрече с губернатором, состоявшейся 8 августа, объяснил, что причины свертывания производства в Курске сугубо экономические: в последние годы на федеральном уровне было введено множество ограничений и запретов, касающихся продажи, производства и рекламы пива, что повлияло на объемы производства. Кроме того, существенно выросли ставки акцизов: с 3 до 12 рублей в этом году (в 2015 году ставка увеличится до 20 рублей). «Сегодня ключевое влияние на развитие нашего бизнеса оказывают не столько поддержка на местном уровне, сколько инициативы федеральных властей. Эти инициативы, к сожалению, вынуждают нас пойти на столь радикальные меры… Данная мера является вынужденной необходимостью в условиях дальнейшего падения рынка. Нам было крайне тяжело принять данное решение. Мы приложим все усилия для максимально безболезненного урегулирования ситуации самым ответственным образом, неукоснительно соблюдая трудовое законодательство», – говорилось в официальном письме компании на имя губернатора.
Губка пообещал, что «САН ИнБев» окажет помощь сокращаемым работникам (в курском филиале работали 275 человек, средняя зарплата составляла 33,5 тыс. рублей; уволенные получат денежные компенсации и помощь в трудоустройстве). «У нас есть достаточно много предприятий, которые развиваются. К примеру, новое производство "Конти Рус", куда требуются люди. Конечно, хотелось бы сохранить, пусть и в усеченной форме, работу филиала, это логистика, продажа и другие направления. Поэтому точки соприкосновения предстоит еще найти», – рассказал журналистам председатель областного комитета пищевой и перерабатывающей промышленности Виталий Дроздов.
Полностью свою деятельность в Курске компания не свернет, пообещав продолжать проекты, связанные с возделыванием и закупкой ячменя у сельхозпредприятий области, а также реализацию социальных проектов. В отношении производственной инфраструктуры филиала решение будет принято позже. Правда, как заявил Дроздов, «область будет искать потенциального инвестора или арендатора, который мог бы использовать площади и оборудование предприятия».
В областной администрации не скрывают, что решение о закрытии производства было неожиданным. В прямом эфире регионального телеканала «Такт» Александр Михайлов не скрывал своего раздражения действиями «САН ИнБев» (возможно, эмоциональный выплеск губернатора был связан с тем, что он, как и все в Курске, узнал о нем из СМИ – Андрею Губке даже пришлось извиняться, что информация к журналистам просочилась раньше). «Прискорбно, что неплохо работавший завод прекращает работу... Мы сами ошеломлены таким решением… Решение принято в головном офисе компании, который находится в Нью-Йорке. Я проинформировал федеральные структуры власти о том, что произошло. И считаю, что надо ужесточить наши российские законы с акцентом на то, чтобы такого рода промышленные монстры не могли однобоко принимать подобные решения. Должны все-таки в известность ставить, согласовывать, наверное, подобные вещи. А сегодня оставить Курск один на один с Нью-Йорком, наверное, это не очень корректно. Я считаю, что федеральные структуры должны были как-то вмешаться в эту ситуацию», – заявил Михайлов, добавив, что «бюджет Курской области по милости этих монстров, которые неконтролируемо себя ведут, им это позволяет федеральное законодательство, теряет 400 млн рублей». «Это называется удар ножом в спину. Меня самого это очень возмущает, и я хочу, чтобы люди правильно все понимали… Если мы будем таким образом подходить к защите собственных производителей в условиях работы в ВТО, принимать не очень продуманные законодательные и нормативные акты, на которые ссылается руководство "САН ИнБев", причем на федеральном уровне, то такие вещи будут происходить постоянно», – посетовал губернатор.
Впрочем, эксперты алкогольного рынка посоветовали Михайлову снизить градус возмущения и подумать о том, как можно компенсировать выпадающие доходы. Как заявил в интервью «Клубу регионов» руководитель Центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз, закрытие аналогичных производств по всей стране будет продолжаться, поскольку является следствием федеральной антиалкогольной политики. Только в 2009-2011 годах, по его оценке, в России было сокращено 50% производителей алкоголя, импортеров алкоголя и дистрибьюторов. «Губернатор одного региона не может повлиять на ситуацию, препятствовать закрытию иностранных заводов. Дело в том, что заводы западных компаний работают не только на местном рынке. Западники строят заводы, которые работают на всю Россию, на огромное количество регионов. Поэтому это можно регулировать только на федеральном уровне – государство должно не допускать закрытия производств своей политикой. А наша федеральная политика как раз направлена на закрытие заводов», – заявил Дробиз.