Домодедово под прицелом

Алексей Хазбиев
заместитель главного редактора журнала «Эксперт»
24 августа 2012, 14:49

Начатая реформа Московского авиационного узла направлена не только на поиск средств для развития инфраструктуры, но и на реализацию давнишней мечты федерального центра — приобрести единственный крупный частный аэропорт столицы или в крайнем случае заставить его владельцев как следует раскошелиться.

Фото: РИА Новости
Президент России согласовал схему консолидации государственных активов Московского авиационного узла

Президент России Владимир Путин согласовал схему консолидации государственных активов Московского авиационного узла (МАУ), разработанную своим советником Игорем Левитиным

Согласно этой схеме, «на базе федерального имущества наземной инфраструктуры МАУ (14 аэродромов), пакетов акций операторов аэропортов, находящихся в федеральной собственности, другого имущества, а также ранее осуществленных затрат в виде объектов незавершенного строительства и средств федерального бюджета» должна быть создана единая компания, которая займется решением стратегических задач по развитию инфраструктуры МАУ. Что это за задачи, из документа понять невозможно. Там четко сказано лишь о том, что дефицит средств на развитие инфраструктуры МАУ составляет около 60 млрд рублей. Но о том, где взять недостающие средства, речи не идет. Тем не менее Владимира Путина это не смутило, он наложил резолюцию: «Согласен. Медведеву Д. А. — прошу поддержать». Это означает, что уже до 15 ноября нынешнего года правительство должно разработать пакет необходимых распорядительных документов по созданию единой компании, после чего ее зарегистрировать.

Уже сейчас ясно, что, как только новая компания будет создана, неизбежно встанет вопрос о том, какая судьба в ее рамках будет уготована пока еще единственному частному аэропорту Москвы — Домодедово. Не исключено, что тезис о недостатке финансирования инфраструктуры МАУ так или иначе будет использован для того, чтобы убедить акционеров Домодедово согласиться как минимум на пересмотр договора аренды земли и повышение ставок, а как максимум — на продажу своего бизнеса либо его поглощение единой компанией в обмен на акции последней.

Домодедово не только самый крупный столичный аэропорт, но еще и самый прибыльный в России. Если пассажиропоток Домодедово в 2011 году составил более 25,8 млн человек, то у Шереметьево всего 19,3 млн, а у Внуково только 8,2 млн. По итогам прошлого года суммарная выручка всех предприятий группы, входящих в Домодедово, достигла 30 млрд рублей. Это почти в три раза больше, чем у Шереметьево, и в десять раз больше, чем у Внуково. При этом предприятия группы Домодедово выплатили в прошлом году своим акционерам рекордные дивиденды — более 11,3 млрд рублей (эта сумма включает также нераспределенную прибыль прошлых лет). Очевидно, что на такой шаг владельцы Домодедово вынуждены были пойти как раз из-за неопределенности ситуации с аэропортом и грядущей реформой МАУ. Известно, что Домодедово как воздух необходима третья взлетно-посадочная полоса, так как вторая вот-вот должна закрыться на ремонт. Но, несмотря на то что политическое решение о строительстве третьей ВПП в Домодедово руководством страны было принято еще в прошлом году, Росавиация объявила соответствующий тендер только месяц назад. Таким образом, уже ясно, что сроки строительства будут сдвинуты и к 2016 году Домодедово вполне может остаться только с одной ВПП, что неминуемо скажется на бизнесе аэропорта и его пассажиропотоке: и то и другое резко сократится. Это, в свою очередь, приведет к тому, что и сама капитализация Домодедово резко снизится. А значит, и доля владельцев Домодедово в новой компании, если они согласятся в нее войти, уменьшится.

Если же Домодедово все-таки останется частным аэропортом, его владельцев ждет сразу ворох новых проблем. Следственный комитет продолжает расследовать дело в отношении бывшего руководителя Домодедовского района Леонида Ковалевского, который, как считают в СК, превысил свои полномочия и в период 1998–2006 годов незаконно произвел отчуждение и передачу в собственность иностранной компании земельных участков, которые находятся под некоторыми строениями на территории аэропорта Домодедово. Это дело вполне может завершиться тем, что часть земли у предприятий, входящих в Домодедово, в конечном счете заберут. Но даже если этого не произойдет, владельцам Домодедово грозит пересмотр договоров аренды и повышение ставок, чего много лет безуспешно добивается федеральный центр. Причем теперь ставки аренды земли, ВПП и перронов для Домодедово будут назначаться руководством новой компании. Понятно, что в этих условиях обо всех существующих преимуществах Домодедово перед Шереметьево или Внуково придется навсегда забыть.