Пару лет назад Дмитрий Косыгин и Август Майер продали свою долю акций «Ленты» (она составляла чуть более 40%), руководствуясь усилением конкуренции на рынке продуктовых гипермаркетов. Бизнесмены решили сфокусироваться на наименее рискованных нишах. Обнаружив, что стабильнее всего в посткризисное время оказался рынок бытовой электроники, Косыгин и Майер выкупили 45% акций «Юлмарта», онлайнового ритейлера техники для дома. А весной этого года бизнесмены приобрели 40% акций розничной сети Obuv.com, воодушевленные хорошей динамикой (свыше 10%) продаж недорогой обуви в России. Следующим шагом должна была стать покупка парфюмерно-косметических активов. Рынок товаров красоты в последние четыре года стабильно растет на 12–13%, эти темпы роста практически не снижались даже в кризисные годы.
«Косметика — товар-антидепрессант, поэтому в неблагополучное время спрос на нее стабилен. Косметический рынок — один из немногих потребительских рынков, который не имел негативной динамики в кризис», — говорит Анна Дычева-Смирнова, эксперт рынка парфюмерно-косметической розницы. Сеть «Рив Гош» — один из самых активных игроков этого рынка. По объему выручки (573 млн долларов) и размеру сети (190 магазинов в 40 городах России) компания уступает только «Л’Этуаль». Завоевав рынок Санкт-Петербурга в начале нулевых годов, «Рив Гош» начала интенсивную региональную экспансию, в том числе скупая конкурентов. Наиболее крупным приобретением стала недавняя покупка 31 магазина сети Douglas Rivoli в Москве. Эта сеть, заточенная на продажи селективной косметики, начала терять позиции в кризис, когда большая часть потребителей переметнулась в более дешевые сегменты рынка. Концепция поглотившей ее «Рив Гош» оказалась куда более успешной: компания предлагает косметику широчайшего ценового диапозона — от массмаркета до люкса. «Особенность потребления косметики в России в том, что русские женщины очень дифференцировано относятся к выбору продукта. Части товаров — таким как парфюмерия или средства по уходу за кожей — они предпочитают наиболее дорогие. Россиянка убеждена, что чем дороже духи или крем для лица, тем качественнее, — отмечает Дычева-Смирнова, — но остальные товары, такие как декоративная косметика, средства по уходу за телом, она предпочитает покупать по наиболее доступной цене».
Несмотря на то что розничный бизнес более рискован, чем интернет-торговля, «Рив Гош» обещает быть одним из наиболее перспективных активов Косыгина и Майера. По темпам роста эта сеть вплотную конкурирует с «Л'Этуаль», которая с середины 1990-х годов лидирует на косметическом рынке. Сегодня по размеру сети «Л'Этуаль» обгоняет «Рив Гош» всего на 30 магазинов. Помимо того, конкурент в последнее время слишком сфокусирован на дисконтных программах, которые могут привести к падению выручки и замедлению темпов роста.