За немецкое золото

Сергей Сумленный
6 августа 2012, 10:06

Дело в том, что в моем кошельке лежит дисконтная карточка компании Payback – эта система объединяет массу немецких магазинов, заправок, гостиниц и т.д. За покупки в этих магазинах система Payback начисляет клиентам специальные баллы, их потом можно обменять на купоны для покупок в магазинах, перевести в полетные мили Lufthansa или сделать с ними еще что-то приятное. Так вот, на время Олимпиады Payback регулярно проводит рекламную акцию – каждая золотая медаль немецкой сборной увеличивает количество пунктов, начисляемых на карту. Получат немцы три золотых медали – покупка в этот день и последующие дни даст троекратное числу пунктов. Получат десять – десятикратное. Неудивительно, что даже я, совершенно неспортивный человек, постоянно отслеживаю, сколько медалей взяли немецкие спортсмены (пока что, откровенно говоря, количество медалей разочаровывает).

Такая игра с клиентом в спортивную статистику – одно из любимых развлечений крупных немецких компаний. В ходе последнего чемпионата Европы крупная сеть магазинов Karstadt предлагала клиентам 10-процентную скидку на все спортивные товары – если в этот день игра сборной Германии оканчивалась победой. Скидки в 1 евро на каждый товар – в случае победы немецкой сборной в этот день – регулярно предлагал своим клиентам и немецкий филиал McDonald’s. Рестораны заманивают клиентов бесплатным пивом в дни спортивных побед, продавцы жареных сосисок дают скидки на покупку – любой бизнесмен страны знает, как отлично немцы отдают деньги тогда, когда их настроение поднято успешным выступлением национальной сборной.

Некоторые компании идут еще еще дальше. Так, когда Германия принимала у себя в 2006 году чемпионат мира по футболу, немецкие железные дороги (находящиеся в полной собственности государства) объявили, что продают по льготной цене специальные скидочные карты на покупку билетов. Такие карты позволяют покупать обычные билеты на железную дорогу со скидкой от 25% до 50%. Новые специальные льготные карты действовали не год, как обычные, а только месяц – но, по условиям продажи, за выход сборной Германии в следующий этап турнира их действие продлевалось еще на месяц. Один месяц – за выход из группы, второй – за выход в четвертьфинал и так далее, до победы в финале, за которую карточка продлевалась аж на целых пять месяцев. Подобные же акции повторялись и дальше – во время чемпионата Европы 2008 года и чемпионата мира 2010 года.

Каждый раз покупатели таких карточек не прогадывали, ведь насчет сборной Германии по футболу можно было быть уверенным, что хотя бы в полуфинал она точно попадет, а значит, несколько месяцев бесплатного продления срока действия карты обеспечено. А вот когда подобный же трюк немецкий концерн Metro попытался провернуть в России, заявив, что в случае победы сборной России по футболу в чемпионате Европы вернет покупателям телевизоров в магазине MediaMarkt полную стоимость покупки – это выглядело, увы, сплошным издевательством.