Меньше пива, больше водки

Москва, 09.08.2012
В среду компания «Сан инбев» заявила о закрытии своего завода и филиала в Курске. Это закономерно – отрицательная динамика наблюдается в отрасли уже пять лет. По данным Росстата, по итогам шести месяцев 2012 года производство пива в России упало на 3,3%. Пиво россияне, судя по цифрам, замещают крепким алкоголем: с января по июль 2012 года в сравнении с аналогичным периодом 2011 года производство вина выросло на 13,4%, коньяка - на целую треть (30,2%), водки – на 17,3%.

Фото: ИТАР-ТАСС

«Сан инбев» – вторая пивоваренная компания России по объемам продаж – у нее около 17% российского пивного рынка и заводы в девяти городах России. Как пояснила компания, закрыть завод пришлось для сохранения конкурентоспособности на неблагоприятном рынке: по данным Союза российских пивоваров, только с 2008 по 2011 годы производство пива сократилось более чем на 13%.

Главная причина того, что пиво теряет свои позиции, – в росте цен, вызванном ростом акцизов. За период с 2009 по 2012 годы ставка акциза на пиво была увеличена в четыре раза – с 3 до 12 рублей за литр. Максимальный рост был в 2010 году – на 200%. В то время как акцизы на крепкий алкоголь в 2010-м выросли только на 10%. В дальнейшем к 2015 году планируется увеличить акциз на пиво до 20 рублей за литр, то есть еще на 67%.

Согласно выводам международного исследовательского агентства E&Y, после повышения акциза на пиво в 2010 году стоимость 1 л пива стала дороже 1 л водки (в пересчете на чистый спирт) в 2,6 раза. В результате относительная доступность крепких алкогольных напитков в России стала значительно выше, чем во многих других странах, что идет вразрез с европейской практикой установления соотношения ставок акциза на пиво и крепкие напитки.

В итоге пивовары на российском рынке чувствуют себя крайне неуютно. «Неблагоприятный инвестиционный климат, крайне жесткая регулирующая политика, введение все новых и новых запретов на рекламу», – перечисляет сложности российского рынка председатель совета Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов. По его мнению, все это делает невозможным любое развитие существующих производств.

При этом, по данным Московского НИИ психиатрии, только 3% алкоголиков в стадии запоя употребляют пиво. Остальные – крепкий алкоголь.

«Пиво – безусловно меньшее зло, чем водка, и стоить оно должно дешевле водки», – уверен заведующий отделом системных исследований Московского НИИ психиатрии Александр Немцов.

«Ставки акцизов (евро на литр чистого алкоголя) на крепкие алкогольные напитки в России в несколько раз меньше по сравнению со странами Европы, – пишет в своем исследовании профессор РЭШ Ирина Денисова. – Кроме того, соотношение акцизов на напитки разной крепости в России кардинально отличается от соотношения акцизов в Европе: в России очень низкая ставка акцизов на крепкие спиртные напитки – 5,25 евро против 49,21 евро в Швеции и 10 евро в Австрии. Ставка акциза на вино в России близка к ставкам винопотребляющих стран южной Европы – всего 80 евроцентов. Ставка акцизного налога на пиво, значительно возросшая в 2010 году, в абсолютном выражении намного ниже ставок в северной Европе, Великобритании и Ирландии, но сопоставима – и даже превышает, с поправкой на различия в доходах, – со ставками акциза в пивопотребляющих странах».

По мнению Денисовой, ставки акцизов на алкоголь в России невысоки, особенно на крепкие спиртные напитки. «Особенно сильно отличаются акцизы на крепкие спиртные напитки в России от акцизов в странах с проблемно высоким потреблением алкоголя и высокой долей потребления крепких напитков, – подчеркивает Денисова. – Более того, соотношения ставок акцизов на крепкие спиртные напитки и пиво кардинально отличаются от европейских».

По ее мнению, политика снижения потребления алкоголя требует повышения акцизов на все алкогольные продукты с кардинально опережающим повышением акцизов на крепкие напитки. Только в этом случае можно надеяться на переключение потребления россиян на менее крепкие напитки с одновременным снижением совокупного потребления алкоголя.

К сожалению, все пошло по другому пути.

Новости партнеров




    РСХБ удвоил поддержку птицеводов-экспортеров

    В прошлом году Россельхозбанк выдал экспортерам мяса птицы около 56 млрд рублей, это более чем вдвое превышает показатели 2018 года

    Люкс для регионов

    Международная гостиничная сеть Radisson Hotel Group считает Россию одним из приоритетных направлений для развития бизнеса. Компания планирует открывать новые отели, в первую очередь в регионах

    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Доля сырья в российской экономике достигла абсолютного рекорда
      Впечатление, произведенное этим на Росстат, заставило его изменить методику
    2. Коронавирус: тревожная новость пришла из Китая
      Несколько дней назад появилась надежда на то, что коронавирус начал слабеть. Однако в конце недели в Китае произошел всплеск эпидемии.
    3. Коронавирус продолжает наступление на всех фронтах
      Эпидемия воздействует на все сферы жизнедеятельности людей, включая экономику.
    Реклама