Меньше пива, больше водки

Москва, 09.08.2012
В среду компания «Сан инбев» заявила о закрытии своего завода и филиала в Курске. Это закономерно – отрицательная динамика наблюдается в отрасли уже пять лет. По данным Росстата, по итогам шести месяцев 2012 года производство пива в России упало на 3,3%. Пиво россияне, судя по цифрам, замещают крепким алкоголем: с января по июль 2012 года в сравнении с аналогичным периодом 2011 года производство вина выросло на 13,4%, коньяка - на целую треть (30,2%), водки – на 17,3%.

Фото: ИТАР-ТАСС

«Сан инбев» – вторая пивоваренная компания России по объемам продаж – у нее около 17% российского пивного рынка и заводы в девяти городах России. Как пояснила компания, закрыть завод пришлось для сохранения конкурентоспособности на неблагоприятном рынке: по данным Союза российских пивоваров, только с 2008 по 2011 годы производство пива сократилось более чем на 13%.

Главная причина того, что пиво теряет свои позиции, – в росте цен, вызванном ростом акцизов. За период с 2009 по 2012 годы ставка акциза на пиво была увеличена в четыре раза – с 3 до 12 рублей за литр. Максимальный рост был в 2010 году – на 200%. В то время как акцизы на крепкий алкоголь в 2010-м выросли только на 10%. В дальнейшем к 2015 году планируется увеличить акциз на пиво до 20 рублей за литр, то есть еще на 67%.

Согласно выводам международного исследовательского агентства E&Y, после повышения акциза на пиво в 2010 году стоимость 1 л пива стала дороже 1 л водки (в пересчете на чистый спирт) в 2,6 раза. В результате относительная доступность крепких алкогольных напитков в России стала значительно выше, чем во многих других странах, что идет вразрез с европейской практикой установления соотношения ставок акциза на пиво и крепкие напитки.

В итоге пивовары на российском рынке чувствуют себя крайне неуютно. «Неблагоприятный инвестиционный климат, крайне жесткая регулирующая политика, введение все новых и новых запретов на рекламу», – перечисляет сложности российского рынка председатель совета Союза российских пивоваров Вячеслав Мамонтов. По его мнению, все это делает невозможным любое развитие существующих производств.

При этом, по данным Московского НИИ психиатрии, только 3% алкоголиков в стадии запоя употребляют пиво. Остальные – крепкий алкоголь.

«Пиво – безусловно меньшее зло, чем водка, и стоить оно должно дешевле водки», – уверен заведующий отделом системных исследований Московского НИИ психиатрии Александр Немцов.

«Ставки акцизов (евро на литр чистого алкоголя) на крепкие алкогольные напитки в России в несколько раз меньше по сравнению со странами Европы, – пишет в своем исследовании профессор РЭШ Ирина Денисова. – Кроме того, соотношение акцизов на напитки разной крепости в России кардинально отличается от соотношения акцизов в Европе: в России очень низкая ставка акцизов на крепкие спиртные напитки – 5,25 евро против 49,21 евро в Швеции и 10 евро в Австрии. Ставка акциза на вино в России близка к ставкам винопотребляющих стран южной Европы – всего 80 евроцентов. Ставка акцизного налога на пиво, значительно возросшая в 2010 году, в абсолютном выражении намного ниже ставок в северной Европе, Великобритании и Ирландии, но сопоставима – и даже превышает, с поправкой на различия в доходах, – со ставками акциза в пивопотребляющих странах».

По мнению Денисовой, ставки акцизов на алкоголь в России невысоки, особенно на крепкие спиртные напитки. «Особенно сильно отличаются акцизы на крепкие спиртные напитки в России от акцизов в странах с проблемно высоким потреблением алкоголя и высокой долей потребления крепких напитков, – подчеркивает Денисова. – Более того, соотношения ставок акцизов на крепкие спиртные напитки и пиво кардинально отличаются от европейских».

По ее мнению, политика снижения потребления алкоголя требует повышения акцизов на все алкогольные продукты с кардинально опережающим повышением акцизов на крепкие напитки. Только в этом случае можно надеяться на переключение потребления россиян на менее крепкие напитки с одновременным снижением совокупного потребления алкоголя.

К сожалению, все пошло по другому пути.

У партнеров




    «В гонке онлайн-банков мы догнали лидеров»

    Председатель совета директоров СКБ-банка Александр Пумпянский — об оптимальной доле онлайн-операций, затратах на онлайн-банкинг и будущем цифрового банкинга

    Умная квартира для умного города

    Умные технологии стремительно входят в жизнь. Сегодня искусственный интеллект может управлять не только домом и квартирой, но и целыми городами повышенной комфортности с комплексом инновационных инженерных решений

    Акции ММК сохраняют потенциал роста

    По мнению аналитиков, акции Магнитогорского металлургического комбината остаются недооцененными относительно конкурентов

    Тяжелая нефть ТРИЗов и битумов

    В России заканчивается доступная нефть: по данным Минприроды, ее добыча неуклонно падает, а доля месторождений с трудноизвлекаемыми запасами превысила 60%. Российские компании начали «гонку вооружений» и вкладывают миллиарды в новые технологии
    Новости партнеров

    Tоп

    1. Ситуация с китайским коронавирусом становится все тревожнее
      Несмотря на меры предосторожности, принимаемые во многих странах, новая болезнь, которая появилась в Китае, расползается по планете.
    2. «Чайка» возвращается на сцену МХТ
      28 и 29 февраля в МХТ имени А.П. Чехова премьера – «Чайка» А.П. Чехова в постановке литовского режиссера Оскараса Коршуноваса. Для Московского Художественного театра это особая пьеса, символ обновления, которое принес МХТ мировой сцене. После триумфальной постановки К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко 1898 года изображение чайки стало эмблемой МХТ. В год 160-летнего юбилея А.П. Чехова «Чайка» возвращается на сцену Художественного театра – и, конечно, для театра это огромное событие.
    3. В новом правительстве полностью заменен «цифровой блок»
      К руководству отраслью пришли люди с опытом реализации проектов
    Реклама