Наверняка бывшая адвокатесса, 53-летняя Гу Кайлай, супруга Бо Силая, бывшего секретаря парторганизации Чунцина и бывшего члена Политбюро ЦК КПК, мечтала стать супругой руководителя Китая, как, скажем, Цзян Цин, но с женой Мао Цзэдуна ее теперь будет объединять лишь то, что они обе оказались на скамье подсудимых. Кстати, многие наблюдатели считают, что последний по-настоящему громкий судебный процесс в Поднебесной, к которому было приковано внимание мировой общественности так же, как сейчас к суду, начавшемуся сегодня в Хэфэе, провинция Аньхой, был процесс именно над вдовой Мао, состоявшийся в 1982 году.
Впрочем, если Цзян ставили в вину попытку организации ни много ни мало государственного переворота в составе «Банды четырех», то Гу проходит как простая уголовница. Ее обвиняют в убийстве британского бизнесмена Нейла Хейвуда, у которого были с занимавшейся бизнесом женой Бо Силая общие дела. Хейвуд был вхож в дом Бо, неплохо знаком с ним самим и, говорят, помогал Гу даже переводить деньги за рубеж. Именно этим компроматом он попытался припугнуть бывшую партнершу, когда они поссорились, но добился противоположного результата.
Гу Кайлай пришла к выводу, что он представляет слишком большую опасность, и решила от него избавиться. К осуществлению своего замысла она привлекла доверенного помощника, много лет работавшего у них в доме.
В ноябре прошлого года в одной из чунцинских гостиниц был найден труп Нейла Хейвуда. Поначалу официальной версией был несчастный случай. Несмотря на то что тело с согласия родственников кремировали без вскрытия, считалось, что британец скончался от отравления спиртным, хотя было известно, что пил он очень умеренно.
Очевидно, это обстоятельство и другие нестыковки заставили Вана Лицзюна, шефа полиции Чунцина и правую руку Бо Силая, продолжить расследование. Выйдя на след Гу Кайлай, Ван отправился к шефу и обо всем ему рассказал, но вместо благодарности был снят с поста шефа полиции и переведен на значительно более низкую должность.
Поняв, что опасность угрожает уже не его карьере, а жизни, он попытался получить убежище в американском консульстве в Чэнду.
Так дело об убийстве Нейла Хейвуда выплыло наружу. Если бы в этом году осенью не проходил съезд КПК, на котором должна произойти смена власти, то Бо Силаю, возможно, и удалось бы замять убийство. Однако его многочисленные конкуренты, как нетрудно догадаться, воспользовались такой удачной возможностью избавиться от сильного соперника, одного из главных кандидатов в Постоянный комитет Политбюро, который фактически и руководит страной.
В марте Бо был снят со всех постов и сейчас, по слухам, находится под арестом в военном госпитале недалеко от Пекина, а Гу Кайлай с сообщником арестовали.
Мало кто сомневается в том, что суд вынесет обвинительный приговор. Хотя бы потому, что, как пишет официальная китайская пресса, Гу призналась в убийстве во время следствия. Однако относительно того, каким конкретно будет вердикт, мнения расходятся. И все же большинство специалистов по Китаю считают, что приговаривать к высшей мере наказания, обычное наказание в КНР за подобные убийства, ее не будут, а ограничатся длительным тюремным заключением.