Эр-Рияд серьезно заинтересован в создании союзного государства вместе с другими арабскими монархиями. На минувшей неделе, 2 сентября 2012 года, в Джидде (Саудовская Аравия) состоялась встреча Совета стран-членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) на уровне глав МИД. В ходе переговоров глава внешнеполитического ведомства Саудовской Аравии принц Сауд аль-Фейсал вновь поднял вопрос о необходимости создания полноценного союза КСА, Катара, ОАЭ, Кувейта, Омана, Бахрейна. В результате секретариату совета поручено подготовить обоснованный доклад, отражающий технические аспекты возможного объединения.
Союз Залива, по саудовской задумке, обеспечит выработку единой политической и экономической линии, а также эффективную координацию в сфере обороны и безопасности. Не вызывает сомнения тот факт, что одной из основных целей союза будет являться противостояние Ирану, региональная политика которого ужесточается в контексте доктринальной константы экспорта исламской революции. Этого опасаются арабские соседи — монархи.
Идея трансформации ССАГПЗ в Союз Залива безоговорочно поддерживается Бахрейном, который осознает, что только интеграционные процессы с королевством Саудовская Аравия способны обеспечить стабильность режима Хамад ибн Иса аль-Халифы в условиях возрастания внутренней и внешней угрозы в связи с шиитско-суннитским противостоянием. Эскалация напряженности на Бахрейне в том числе вызвана разноплановой дискриминацией действующим суннитским режимом шиитского большинства населения королевства, которое составляет 70–75%. Исключительно из суннитов комплектуются Королевский суд, Национальная гвардия, спецслужбы королевства. Число шиитов в армии и МВД составляет 3%.
Официальная Манама также проводит целенаправленную политику «разбавления» шиитского большинства королевства. С этой целью власти намеренно облегчают процедуру получения бахрейнского гражданства для приехавших на заработки в Бахрейн суннитов из стран Ближнего Востока и Южной Азии. Кроме этого, небезуспешно проводится соответствующая работа с кувейтскими жителями из числа бидунов (лиц без гражданства), которые в эмирате подвергаются различного рода дискриминации. В настоящее время в Бахрейн увеличился поток сирийцев, желающих найти новое место жительства и работу в связи с непрекращающимся кровопролитием у них на родине.
В результате правительству Бахрейна, население которого составляет 1,234 млн человек, удалось увеличить число суннитов более чем на 220 тыс.
Периодические высказывания иранских должностных лиц об исторических претензиях ИРИ на Бахрейн, а также активная «работа» Ирана с шиитской общиной королевства подталкивает официальную Манаму к ускорению интеграционных процессов с Саудовской Аравией и другими странами-членами ССАГПЗ.
Представители ОАЭ, Омана, Кувейта, Катара полагают, что у союза шести стран Залива достаточно «туманные» перспективы в связи с различием в политических системах, неравномерностью экономического развития, низким уровнем торговли между собой, неравномерным распределением углеводородных ресурсов и т. д. Кроме этого, необходимо отметить, что реализация глобальных проектов между этими шестью странами серьезно пробуксовывает. Стороны не могут договориться о введении единой валюты Залива, переносятся сроки запуска трансаравийской железной дороги, единой энергосистемы региона и т. д.
Отметим, ряд арабских экспертов скептически относятся к идее Эр-Рияда. Дело в том, что тесно интегрироваться позволяет и ССАГПЗ: в его уставных документах изначально заложена идея его постепенной трансформации в полноценный союз по образцу ЕС. Региональные аналитики в связи с этим утверждают, что необходимо продолжить планомерную работу в рамках Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Кувейтские аналитики считают, что эмирату нецелесообразно вступать в предложенный саудитами Союз Залива, так как в условиях текущей региональной обстановки необходимо сохранить возможность проведения собственного более гибкого внешнеполитического курса, в первую очередь в отношениях с Ираком и Ираном, главным образом для обеспечения собственной безопасности.
Вместе с тем аналитики высказываются в пользу углубления сотрудничества в военной сфере в рамках Совета сотрудничества. Дело в том, что эскалация напряженности вокруг ИРИ очевидна. Кроме того, сохраняется вероятность военного решения судьбы иранской ядерной программы. Поэтому существующий сегодня формат координации действий арабских монархий в вопросах обороны — «щит полуострова» — нуждается в существенной корректировке. Ну а создания полноценного Союза Залива в обозримой перспективе, скорее всего, не получится.