Кризис до Еврофедерации доведет?

Анна Королева
корреспондент Expert.ru
13 сентября 2012, 12:56

Европа должна развиваться в качестве федерации национальных государств, заявил глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу в своем ежегодном послании "О положении в объединении". Как сообщает Financial Times, на заседании Европарламента он призвал страны-члены ЕС к более глубокой интеграции и изменению договоров блока. "Это наш политический горизонт. То, что надо сделать в ближайшие годы", – добавил политик.

Фото: AP
Европа должна развиваться в качестве федерации национальных государств, заявил глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу

Финансовый кризис выявил необходимость движения вперед в политической интеграции в дополнение к более тесному сотрудничеству государств-членов, которые уже начали согласовывать свои экономические и налогово-бюджетные политики, отметил Жозе Мануэль Баррозу. «Я призываю ... к демократической федерации национальных государств, которые смогут решать наши общие проблемы путем совместного суверенитета таким образом, чтобы каждая страна и каждый гражданин могли управлять своей судьбой», – сказал президент ЕК. Наиболее важные предложения касаются введения единого банковского надзора в ЕС под эгидой ЕЦБ.

Призыв к созданию нового договора в ЕС был неожиданным, а предложения вряд ли могут быть приняты быстро. Наверняка они вызовут ряд споров и потребуют изменения договоров Европейского союза и некоторых национальных конституций, что может оказаться политически невозможно. «На наш взгляд, Европа как федерация национальных государств в ближайшие годы выглядит нереальной», – передает The Wall Street Journal слова экономиста Citigroup Юргена Михельса. Тем не менее кризис уже заставил страны ЕС принять меры, в том числе создать фонды спасения проблемных стран, на несколько сотен миллиардов евро, что казалось немыслимым еще несколько лет назад. Политик и сам признал, что его план нелегко будет ввести в действие. «Многие скажут, что это слишком амбициозно, что это нереально, – отметил глава Еврокомиссии. – Но позвольте мне спросить вас: это реально – жить так, как мы живем? Ведь реально попытаться выкарабкаться?»

Одной из причин возникновения долгового кризиса стало именно отсутствие фискальной интеграции между членами Евросоюза, напоминает содиректор аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бирг. Это привело к тому, что доступ к дешевым займам многих стран сочетался с чрезмерными расходами, в результате чего долговая нагрузка выросла до критических величин. То есть стало ясно, что монетарная интеграция без фискальной с централизованным контролем за доходами, расходами и долговой политикой несет с собой определенные риски. Трансформация в федерацию будет подразумевать существенное снижение автономности стран-членов и переход большей власти в централизованные органы еврозоны. 

Но пока Евросоюз только обдумывает идею создания федерации, а призыв главы ЕК не первый в списке предложений обновить основополагающие договоры ЕС. Ключевая идея о пересмотре нормативных актов принадлежит Германии, призывающей изменить систему Маастрихта, считает замдиректора аналитического департамента Московского фондового центра Елена Чернолецкая. И как раз пересмотр Маастрихтского договора должен заложить основы нового экономического сотрудничества в Европе. Если же речь пойдет об изменении Лиссабонского соглашения, это будет означать прежде всего не экономическое, а политическое объединение. Органы ЕС должны будут получить больше полномочий по сравнению с национальными органами власти, усилится контроль над финансовой и внешней политикой. Это очень важный момент, способный в будущем предотвратить излишнее повышение долговой нагрузки на отдельные члены ЕС без ведома других стран региона и консультаций со всей структурой союза.

Новая система, если она будет принята, должна объединить внутренние рынки, а также социальную политику, энергетический сектор и развитие технологий. Постепенно это должно выровнять экономику отдельных регионов ЕС. Учитывая сложный процесс взаимодействия членов ЕС между собой, пересмотр и Лиссабона, и Маастрихта займет много времени. Однако Европе сейчас будет проще выстраивать новую структуру нормативных актов и начинать работать в рамках текущих проблем. Если тот же банковский и бюджетный союз покажет свою эффективность, это станет хорошим стимулом для новой волны интеграции.

Так или иначе, но еврозона сейчас на кризисном распутье – альтернативой развалу служит путь более глубокой интеграции, отмечает Богдан Зыков, эксперт «БКС Экспресс». В результате изменений национальный суверенитет стран в вопросах бюджетной политики может быть ограничен, приведена к общему знаменателю налоговая политика государств (сейчас в регионе неприкрытая конкуренция). «В теории такие меры способны устранить накопившиеся дисбалансы, придать новый импульс торговым связям, однако, на мой взгляд, на практике план создания "еврофедерации" несколько утопичен, – говорит аналитик. – Потому что в конечном счете политический аспект при всех потенциальных экономических преимуществах будет играть более существенную роль – вряд ли всем понравится идея согласовывать госбюджет с Брюсселем или менять налоговые ставки "под диктовку", а влияние стран-локомотивов на аутсайдеров будет неизбежно возрастать». Если экономически Европа нуждается в дальнейшей интеграции, то политически к ней пока не готова, и в этом заключается одна из ключевых проблем назревшего кризиса, заключает эксперт.

Но стоит понимать, что Баррозу заявил о федерации как о политическом горизонте, к которому надо стремиться, отмечает начальник отдела управления инвестициями и аналитической поддержки ИФК «Солид» Михаил Королюк. Иначе говоря, речь не идет о стремительной, в течение ближайших двух-трех лет трансформации. Вероятно, процесс растянется примерно на 20 лет, и страны будут отдавать свой суверенитет по частям. В первую очередь это произойдет в финансовой сфере: предстоит распространить надзор ЕЦБ на банки, сначала крупные, потом, вероятно, и остальные, усилится контроль над бюджетной политикой, произойдет сближение фискальных и пенсионных систем, необходимо обсуждать контуры трансферного союза. С другой стороны, предстоит подумать о легитимности управляющих органов ЕС – сейчас их не выбирают, а назначают. Таким образом, впереди важный шаг в виде общеевропейских выборов европейского правительства, и здесь возникнут дискуссии о принципе «один человек – один голос», поскольку небольшие страны Европы будут терять возможность блокирования не устраивающих их решений. В общем, подводит итог эксперт, впереди время серьезных разговоров и тяжелых компромиссов.